Название выставки художника Вадима Захарова «No distance» звучит почти как призыв. «Не устанавливать дистанцию», не противопоставлять различные культуры – это призыв к единению или к уплотнению. Активный участник московского концептуализма берется продемонстрировать, чем может обернуться принудительное уплотнение художественного пространства. Рассказывают «Новости культуры».
Название выставке Вадима Захарова «No distance» дала одна видеоработа. Захаров в сутане Пастора Зонда и американский художник Майкл Гримальди соединили свои руки скотчем. Один рисует, другой снимает процесс на камеру. Художник, модель и продукт творчества – в данном случае все эти понятия сливаются. Однако насколько серьезен отказ от дистанции для деятеля концептуализма – направления, в котором так ценятся рефлексия и ирония? «Вроде бы, концептуализм должен быть аналитичным, но это не случай Вадима Захарова. Поэтический характер – мне кажется, это название об этом», – полагает арт-критик Екатерина Деготь.
Некоторые работы сделаны в Риме. Вадиму Захарову, который так любит культурные и религиозные ассоциации, было чем заняться в вечном городе. Он прикасался к скульптурам Ватикана и решеткам исповедален. Верхняя часть изображения – красота формальная, нижняя – документация акции. Фото руки художника, касающейся святынь, и слепок. «То, в чем всегда упрекали концептуальную школу, – возвращение к пластическим ценностям», – говорит куратор Иосиф Бакштейн.
Вадим Захаров не любит слово «инсталляция». Предпочитает ему самодельный термин «гарнитур». Так он называет ансамбль, где все взаимосвязано. На первом этаже галерее – убедительный пример. Две визитные карточки русской культуры – иконопись и авангард – Вадим Захаров склеивает западной религиозной живописью. Свой гарнитур он назвал «Святой Себастьян», потому что авангардные треугольники пронизывают иконописные престолы, как стрелы – католического мученика. Перед рабочим местом евангелиста Вадим Захаров рассыпал овсяную крупу.
На новые работы Вадима Захарова пришли посмотреть старшие братья-концептуалисты: Андрей Монастырский и Никита Алексеев. «У Осипа Мандельштама гениальное есть стихотворение. Тяжесть и нежность. Намного меньше нежности, чем раньше», – замечает Алексеев.
Герой многих произведений этой выставки – Пастор Зонд. Ролевая маска, которая десять лет служила Вадиму Захарову верой и правдой. Продолжения, увы, не будет. «Это последняя акция пастора. Я оставил пасторскую сутану в соборе святого Петра», – замечает художник. Маску пастора Захаров решил заменить маской бомжа. «Попытка быть бездомным» – так называется последняя работа на выставке «Без дистанции».
|