РИА Новости. Выставка "Контрапункт: современное русское искусство", открытие которой запланировано на 14 октября в Лувре в рамках Года России во Франции, состоится, несмотря на разгоревшийся скандал, сообщила РИА Новости в понедельник руководитель отдела изобразительного искусства Минкультуры Мария Спаржина.
24 сентября стало известно, что Росохранкультура, находящаяся в ведении Минкультуры РФ, не разрешила к вывозу из России во Францию четыре работы Авдея Тер-Оганьяна из серии "Радикальный абстракционизм", первоначально отобранные к показу в Париже куратором экспозиции Мари-Лор Бернадак. Как написал в своем жж глава Пермского музея современного искусства Марат Гельман, в знак солидарности с Тер-Оганьяном от участия в выставке отказались Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков. В воскресенье к ним присоединилась художница Диана Мачулина - а это почти половина участников "Контрапункта".
"Никакого официального извещения от художников об их отказе от выставки мы не получали, произведения уже приближаются к Парижу и, думаю, все состоится", - сказала Спаржина.
Отбором произведений для "Контрапункта" занималась французская сторона: Бернадак является главным хранителем и куратором выставок современного искусства в Лувре. Ее реакция на происходящее пока не ясна, и не известно, покажут ли все-таки в Лувре произведения отказников или нет, равно как и заменит ли она работы Тер-Оганьяна менее радикальными.
Между тем, Тер-Оганьян разместил в своем блоге два открытых письма, одно из которых адресовано Бернадак. В нем, в частности, говорится, что он принял решение отказаться от "Контрапункта", если российская сторона не разрешит официально к вывозу его работы, а также, если МИД РФ не продлит зарубежный паспорт живущему в Болгарии художнику и кинорежиссеру Олегу Мавроматти, на которого в 2000 году было заведено уголовное дело по той же статье, что и на Тер-Оганьяна - 282 УК РФ (Разжигание национальной и религиозной вражды).
В другом письме он обратился к участникам выставки с предложением бойкотировать ее в том случае, если изложенные требования не будут удовлетворены.
Выставка "Контрапункт: современное русское искусство" организуется по случаю года России во Франции в продолжение показанной в Лувре весной выставки "Святая Русь", и финансируется из госбюджета.
В состав экспозиции "Контрапункт: современное российское искусство" входят также произведения Александра Бродского, Эрика Булатова, Ольги Чернышевой, Эмилии и Ильи Кабаковых, Алексея Каллимы, Павла Пепперштейна, групп "Синие носы" и AES+F, и Владимира Дубосарского с Александром Виноградовым.
Министерство культуры не впервые отказывает отечественным произведениям современного искусства в выезде на зарубежные выставки. Так, в 2007 году не были допущены к показу 17 картин, включенных во французский вариант экспозиции "Соц-арт: политическое искусство России". Особо возмутили тогдашнего министра культуры Александра Соколова "целующиеся милиционеры" группы "Синие носы", Владик Мамышев-Монро в образе Гитлера и работа Андрея Будаева, изображающая обнаженных украинских политиков - Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко. Впервые этот проект был показан в Третьяковской галерее в ЦДХ на 2-й Московской биеннале современного искусства.
Авдей Тер-Оганьян (р. 1961 г.) приобрел скандальную славу после свой акции "Юный безбожник" на "Арт-Манеже" в 1998 году. Тогда, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в новой России, он рубил топором картонные копии икон. После акции против Тер-Оганьяна было возбужденно уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды. Художник, не дожидаясь суда, эмигрировал в Прагу (Чехия), где и проживает до сих пор, оставаясь под следствием в России.
Кроме рубки икон Тер-Оганьян известен и другими проектами, среди которых сетевая "Школа современного искусства" или "Школа авангардизма", акцией "Футуристы выходят на Кузнецкий мост" (1992), кураторскими проектами в одной из самых знаковых галерей 90-х в Трехпрудном переулке.
|