Группа ИНАКО сформировалась больше двух лет назад благодаря актерам тольяттинского Молодежного драматического театра. Однако в репертуар МДТ постановки режиссера ИНАКО Максима Бызова не входят и, по его собственным словам, «даже не рассматриваются как кандидаты». Действительно, «иное мышление» и «новый взгляд на театр», о которых говорится в вывешенном в Интернете манифесте группы, выливаются в постановки, не особо привычные как для классического театра, так и для примелькавшейся в Тольятти «новой драмы». Оба этих направления ведь по–своему ориентируются на жизнеподобие и социальность. ИНАКО же предпочитает действовать в мире символов – хотя, конечно, предшественников у них найдется сколько угодно.
Спектакль «ЭТО» чем-то напоминал фильмы французских сюрреалистов 1920-30 годов. Да и герой выбран подходящий скорее к тем, не столь зацикленным на экономической реальности временам, чем к нашим. Это человек, который ищет поэзию. Ищет в самых неподходящих сферах – то в китайском ресторане, то, наоборот, в борьбе с собственным телом и его потребностями. Но, с другой стороны, какое место в таком поиске можно назвать подходящим? Что делает поэзию поэзией? Чем более точным мы будем стараться сделать свое определение, тем отчетливее будет заметно, что чего-то не в нем хватает. Не хватает ЭТОГО.
Вокруг этого указательного местоимения и того, что оно могло бы означать, и закручено действие. «Моя жизнь обрела смысл, когда я встретил ЭТО», - радуется один герой. «Тебя уволят, когда узнают про ЭТО», - переживает за него другой. К концу спектакля, однако, становится понятно, что ЭТО оказалось не ТЕМ.
Поэзия в постановке присутствует и, так сказать, в чистом виде. Почти все действие спектакля сопровождают стихи поэтов военной поры, посвященные блокаде Ленинграда. Помещенная в непривычный (мягко говоря) контекст, эта поэзия вдруг начинает звучать совсем по-другому. На первый план выходит не описание ужасов войны, а опыт души, которая, оказавшись лицом к лицу со смертью, начала что-то новое понимать о себе. «Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово», - звучат известные строки Ахматовой и очевидным становится вопрос: так что же за «великим русским словом» стоит такого, ради чего стоит умереть? Пользуемся ли мы его возможностями?
«Блокаду можно понимать по-разному, не только как блокаду Ленинграда, - объяснял потом Максим Бызов. - Мы можем проводить какие-то параллели с собой, со своей душой, которая тоже может находиться в состоянии блокады. Душа окружена. Чем? Например, человек поставил себе задачу отказаться от чего-то, что его приземляет. Изолировал себя от этого. Не пить, не ругаться матом – самые простые примеры…»
К концу спектакля становится очевидным еще одно значение блокадной темы: герой настойчиво пытался вырваться из блокады обыденности к тому, что на самом деле нужно его душе, но потерпел поражение по всем фронтам. Однако завершающие спектакль строки святого Серафима Вырицкого еще раз переворачивают смысл событий. «Всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня, - произносит «голос сверху». - Все послано Мною для совершенствования души твоей. От Меня это было». Получается, ЭТО (как и поэзия) всегда сопровождает человека, но он этого не осознает. Этот, наверное, самый важный парадокс нашей жизни ИНАКО разыграли «в лучших традициях» модернистского театра: минимум средств (три актера и почти полное отсутствие декораций), максимум мысли, иногда (как признался сам режиссер) «очень приблизительно», но всегда увлеченно. По словам Максима Бызова, группа уже успела принять участие в двух международных фестивалях. Думается, мы еще о них услышим.
Комментарий
Максим Бызов, режиссер группы ИНАКО:
- Что такое ЭТО? «Если хотите стать поэтом, попробуйте ЭТО», - говорят в нашем спектакле. Человек все время ищет какой-то метод, находит, пробует его, и ему кажется, что он нашел ключ. В жизни тоже так: человек живет в чем-то и ему кажется, что это – ТО. А потом смотришь: не то. И где оно, это ЭТО? Нет этого ЭТОГО. Хотя где-то оно все же есть. Но мы даже не знаем, как оно называется.
Это не такая тема, для которой в нужный момент я могу найти нужные слова... Бывает, посещает, но как раз тогда, когда это никому не нужно. Ты наполняешься чем-то и получается, что ты не способен передать это иначе, чем, например, сыграть спектакль. Чем мы и занялись.
Волжская коммуна