В киноцентре "Октябрь" будет показано почти двести картин из пятидесяти стран. В основном конкурсе принимают участие семнадцать фильмов. Жюри под председательством Люка Бессона объявит свой вердикт 26 июня на торжественной церемонии закрытия.
Московскому кинофестивалю есть чем гордиться. Здесь получали призы выдающиеся мастера мирового экрана - Акира Куросава и Стенли Крамер, Федерико Феллини и Этторе Скола, Анджей Вайда и Франческо Рози, Кшиштоф Занусси и Дамиано Дамиани, Глеб Панфилов и Сергей Герасимов. И начинали свой творческий путь кинематографисты, чьи имена впоследствии стали известны всему миру. О конкурсных фильмах мы будем рассказывать на протяжении всего форума. А пока обозреватель "Известий" обращает внимание наших читателей на несколько интересных программ, обещающих стать украшением 32-го ММКФ.
Оргкомитет фестиваля во главе с президентом Никитой Михалковым предложил молодым режиссерам составить собственную программу любимых картин. Показ секции "Поколение "Ноль" выбирает" открывает дивный фильм 1941 года Джона Форда "Табачная дорога" (18 июня). Свой выбор Борис Хлебников ("Сумасшедшая помощь") обосновал так: "Форд в этой картине категорически против американских представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, что такое успех и что такое правильная жизнь. И именно это, как мне кажется, на сто процентов ложится на наше миропонимание". 19 июня в этой же секции состоится показ фильма Андрея Тарковского "Солярис". Таков оказался выбор Петра Буслова ("Бумер"): "Самая важная вещь, которую я усвоил как мог, - мы отвечаем не только за свои поступки, но и за свои мысли. Именно она была тогда сформулирована для меня в "Солярисе". Также 19 июня по выбору Игоря Волошина ("Я") включен в расписание и фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". А в воскресенье, 20 июня, кинолюбителям будет предоставлена редкая возможность посмотреть фильм польского киноклассика Ежи Кавалеровича "Поезд". Эту картину выбрал Николай Хомерики ("Сказка про темноту"): "Все действие происходит в поезде, за кадром завораживающе звучит польский джаз, всё такое легкое, а на самом деле перед нами практически всё польское общество в разрезе".
Сочетание традиций и авангарда - к этому стремится Московский кинофестиваль. Например, киновед Евгений Марголит для секции "Социалистический авангардизм. Часть 3" для настоящих киногурманов всегда подбирает такие "исторические сливки", что добровольный отказ от современного кино кажется естественным. А, с другой стороны, самые авангардные фильмы кинолюбитель найдет в персональных программах отборщиков ММКФ.
Профессор Кирилл Разлогов курирует программу "Секс. Еда. Культура. Слава". И уже 18 июня в мультиплексе "Октябрь" состоится показ фильма Минору Куримура "Еда и девица". 19 июня там же покажут "Вегетарианку" режиссера Лим У Сона. Кинокритик Андрей Плахов с коллегами из ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков) составил программу "Московской эйфории". Зрители уже привыкли, что киновед Петр Шепотинник знакомит с необычными и яркими кинопроизведениями в программе "8 с половиной фильмов". Впервые в России будут показаны фильмы "Неспешная игра" итальянского режиссера Паоло Соррентино, "О людях и богах" французского режиссера Ксавье Бовуа и фильм из Грузии "Прогульщики" режиссера Левана Когуашвили.
18 июня мировой премьерой фильма Александра Атанесяна "Близкий враг" в Центральном доме кинематографистов начнутся показы программы российского кино. Киновед Ирина Павлова составила программу показов как из фильмов-участников только что завершившегося "Кинотавра", так и из картин, премьеры которых пройдут в рамках 32-го ММКФ. Как правило, интерес наших зрителей к отечественному кино едва ли не больше, чем к зарубежному. И что отрадно, наш зритель "штурмует" не только сеансы игровых фильмов, но и показы анимационных и документальных картин. Зрители и гости увидят уникальную программу "Одна на всех" о Великой Отечественной войне, куда включены фильмы из республик бывшего СССР (куратор - режиссер и киновед Юрий Павлов). "Колыбельную" Михаил Калик снимал на "Молдова-фильме". "Ранние журавли" Болот Шамшиев делал на "Киргизфильме". Мало кто сейчас помнит, что фильм Альмантаса Грикявичюса "Факт" участвовал в конкурсе в Канне и исполнительница одной из женских ролей Елена Соловей была удостоена награды в актерской номинации. Эти картины, как фильмы узбекских и латышских режиссеров, наше телевидение совсем не показывает. Таким образом, программа не только возвращает зрителям достойные картины, но и напоминает о том, в какой многонациональной стране мы все жили.
В этом году на ММКФ появился еще один существенный сегмент - кинорынок, мероприятия которого пройдут в бизнес-центре гостиницы "Рэдиссон-Славянская". В рамках кинорынка состоит форум стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Темы обсуждений подсказывают, что участники готовятся не только размышлять, но и активно действовать. Вот некоторые заглавия: "Финансирование кинопроизводства на растущих рынках: источники инвестиций и требования к окупаемости проектов", "Бизнес модели копродукции и ее роль на рынке", "Стратегия голливудских мейджоров на быстро растущих рынках и дистрибуция фильмов стран БРИК", "Возможности по финансированию российских кинопроектов в Европе". Кинорынок предполагает также презентации (case study) проектов копродукции стран БРИК и европейских стран и двусторонние встречи по проектам.
Фильмы конкурсной программы в мультиплексе "Октябрь"
"Албанец" (режиссер Йоханнес Набер) 24 июня 19.45, зал 1, 26 июня 17.00, зал 8
"Берлин, Боксхагенер платц" (Матти Гешоннек) 22 июня 16.00, зал 1 , 24 июня 15.45, зал 7
"Беса" (Срджан Каранович) 19 июня 14.30, зал 1, 21 июня 18.00, зал 7
"Брат" (Марсель Раскин) 19 июня 17.00, зал 1, 21 июня 18.15, зал 8
"Вниз по течению" (Вентура Понс) 20 июня 20.45, зал 1, 22 июня 16.30, зал 7
"Воробей" (Юрий Шиллер) 23 июня 20.00, зал 1, 25 июня 14.30, зал 8
"Выброшенный на берег моря" (Несли Чольгечен) 18 июня 17.00, зал 1, 20 июня 14.00, зал 2
"Дорогая Элис" (Отман Карим) 22 июня 19.00, зал 1, 26 июня 20.20, зал 2
"Как Рай земной" (Ирена Павлазкова) 21 июня 19.30, зал 1, 23 июня 15.30, зал 8
"Коул" (Карл Бессаи) 18 июня 19.45, зал 1, 20 июня 14.15, зал 7
"Последний донос на Анну" (Марта Мессарош) 23 июня 17.15, зал 1, 25 июня 16.30, зал 8
"Разные матери" (Михай Ионеску, Тибериу Иордан) 25 июня 17.30, зал 1, 26 июня 20.00, зал 7
"Розочка" (Ян Кидава-Блоньский) 24 июня 16.45, зал 1, 26 июня 17.30, зал 7
"Следы на песке" (Ивайло Христов) 20 июня 18.15, зал 1, 22 июня 15.30, зал 8
"Убийца с камерой" (Роберт Адриан Пежо) 19 июня 19.30, зал 1, 21 июня 16.00, зал 7
"Фильм-просвещение" (Пак Тон Хун) 21 июня 16.30, зал 1, 23 июня 16.00, зал 7
"Это начинается с конца" (Мишаэль Коэн) 25 июня 20.00, зал 1, 26 июня 22.00, зал 7
Выбирают режиссеры
В рубрике "Поколение "Ноль" выбирает" Московский кинофестиваль представит программу из десяти фильмов, предложенных десятью молодыми российскими режиссерами. О своих любимых картинах Кирилл Серебренников и Алексей Попогребский рассказали обозревателю "Известий" Ларисе Юсиповой.
Алексей Попогребский:
Я предложил показать "За наших любимых" Мориса Пиала. Это 1983 год, один из его ранних фильмов с Сандрин Боннэр в главной роли. Когда мне позвонил Петр Шепотинник и попросил поучаствовать в этом проекте, мне тут же пришла в голову мысль: вот здорово, я наконец посмотрю этот фильм на большом экране. По-моему, в России его вообще ни разу не показывали. Обязательно собираюсь походить на программы Андрея Плахова и Петра Шепотинника. А там, может быть, дойдет молва и о каком-то из конкурсных фильмов. Пока все они для меня "темные лошадки"... Я, кстати, пару лет назад сам был в жюри конкурса "Перспективы", и программа тогда подобралась очень приличная. А латышский фильм "Монотонность" вспоминаю до сих пор.
Кирилл Серебренников:
Я предложил показать на ММКФ фильм Бертрана Блие "Вальсирующие" - один из моих любимых. Я сам сейчас в Москве и собираюсь походить на ММКФ в качестве зрителя. Меня интересуют несколько фильмов из программы "Азиатский экстрим", из ретроспективы Петра Шепотинника "8 с половиной фильмов", хочу посмотреть несколько картин Шаброля. Вообще, очень ценю Московский фестиваль за то, что сюда привозят фильмы, увидеть которые больше возможности не представится.