РИА Новости. Кинофестиваль в Венеции завершен, жюри под председательством Квентина Тарантино раздало награды. Судейской коллегии пришлось нелегко - конкурс в этом году выдался на редкость сильный, и выбор основного призера сразу же подвергся критике.
Львы и кубки
Главная награда - "Золотой лев" - досталась Софии Копполе (Sophia Coppola) за "Где-то" (Somewhere). "Это маленький личный фильм, я не ожидала получить за него приз", - призналась растроганная Коппола, а председатель жюри заявил, что "это работа настоящего художника". Журналисты отреагировали на его выбор неоднозначно: в зале для пресс-конференций раздавались даже свистки.
По поводу "Серебряного льва" за лучшую режиссуру разногласий не возникало - он был вручен Алексу де ла Иглесии (Alex de la Iglesia) за "Печальную балладу для трубы" (Balada Triste de Trompeta) - гротескную историю о белом и рыжем клоуне, которые враждуют во франкисткой Испании. Она же удостоилась и премии "Озелла" за лучший сценарий.
Спецприз жюри достался "Необходимому убийству" (Essential Killing) польского режиссера Ежи Сколимовского (Jerzy Skolimowski) - это решение фестивальная пресса встретила овацией. Винсент Галло (Vincent Gallo), сыгравший в этой картине арабского террориста, пустившегося в бега посреди североевропейских лесов, - увезет из Венеции "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль. Роль эта, кстати, была фактически немой: свою первую реплику герой Галло произносит уже в самом финале.
Вручили и особого "Золотого льва" за заслуги перед кинематографом - таким образом оказался награжден кумир Тарантино Монте Хеллман (Monte Hellman), привезший в Венецию "Дорогу в никуда" (Road to Nowhere). Тарантино объяснил, что "Хеллман - великий художник, поэт-минималист, чьи работы стали источником вдохновения для всего жюри".
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Ариане Лабед (Ariane Labed), звезда греческого фильма "Аттенберг" (Attenberg) Афины Рахель Цангари (Athina Rachel Tsangari), а приз Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют - Мила Кунис (Mila Kunis), сыгравшая противницу Натали Портман в "Черном лебеде" (Black Swan) Даррена Аронофски (Darren Aronofsky), который открывал фестиваль. Случай довольно редкий: фильмы открытия обычно не удостаиваются наград.
Наконец, премия Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют досталась турецкой картине "Большинство" Серена Юдже, не участвовавшей ни в одной из конкурсных программ.
"Овсянки"
Российскому конкурсанту - "Овсянкам" Алексея Федорченко - тоже повезло. Фильму дали три премии - "Озеллу" за лучшую операторскую работу, FIPRESCI за киноязык и еще приз экуменического жюри.
Фото: пресс-служба фильма "Овсянки" Кадр из фильма "Овсянки". Фильм вошел в основной конкурс 67-го Венецианского Кинофестиваля
Получая награду, Федорченко отметил, что был почти уверен в успехе, потому что "Михаил Кричман - один из лучших операторов в мире".
Но кубками дело не закончилось: режиссера во всеуслышание поблагодарил сам Квентин Тарантино, который счел, что фильм вышел прекрасный - "по-настоящему поэтическое произведение", - а актерский ансамбль сложился удивительный.
Главные роли в "Овсянках" - экранизации повести казанского писателя Дениса Осокина - сыграли Юрий Цурило, Игорь Сергеев и Юлия Ауг. Речь в фильме идет об исчезнувшем народе меря и его обрядах, настоящих и вымышленных, но в любом случае - необыкновенно эротичных.
Продюсер картины Мэри Назари рассказала, что фильм, уже заявленный в программе фестивалей в Торонто и Лондоне, был куплен для европейского проката и выйдет во Франции тогда же, когда и в России - в конце октября.
"Горизонты"
В программе "Горизонты" в этом году случилась революция: в нее включили несколько десятков экспериментальных картин, находящихся на грани видеоарта. Там были и шестичасовые, и шестиминутные фильмы. Участвовали и российские картины - "Бриллианты" Рустама Хамдамова, "Слабый Рот Фронт" Виктора Алимпиева, "Воодушевление" дуэта "Провмыза".
Призов им, правда, не досталось.
Жюри во главе с иранской художницей Ширин Нешат отдало главный приз "Лету Голиафа" (Veran de Goliat) мексиканца Николаса Переды (Nicolas Pereda), а спецприз жюри - голландско-австрийскому "Забытому пространству" Ноэля Берча (Noel Burch) и Аллана Секулы (Allan Sekula). Лучшей короткометражкой объявили "Будущие аттракционы" Ш(Сoming Attractions) австрийца Петера Черкасского (Peter Tscherkassky), а лучшей среднеметражкой - "Вон" (Out) режиссера из Израиля Рои Розен (Roee Rosen).
67-й Венецианский фестиваль проходил с 1 по 11 сентября.
|