5 июня Госдума наконец-то стала полноценным местом для дискуссий. Правда, касались они не столько законопроектов, сколько регламента заседания: депутаты рассматривали во втором чтении законопроект, предусматривающий резкое увеличение штрафов за организацию несогласованных акций и участие в них. "Единая Россия" намеревалась рассмотреть документ сразу во втором и третьем чтениях, так чтобы 6 июня он попал в Совет Федерации. Подобная спешка легко объяснима - на начало следующей недели, 12 июня, запланированы масштабные оппозиционные акции, при этом в Москве митинг и шествие все еще не согласованы с властями.
Для того чтобы отсрочить принятие закона (и тем самым позволить оппозиционерам собраться 12 июня по старым правилам), депутаты от "Справедливой России" устроили итальянскую забастовку. Они внесли множество поправок - как осмысленных, так и не очень. И несмотря на то, что комитет Госдумы по конституционному законодательству по главе с Владимиром Плигиным отклонил предложения справоросов, авторы поправок воспользовались своим правом вынести их на обсуждение - и голосование по законопроекту затянулось надолго.
От тысячи к миллиону Законопроект, собственно говоря, представляет собой поправки к двум документам - Кодексу об административных правонарушениях РФ (в основном речь идет о статье 20.2 - "нарушение установленного порядка проведения митинга") и федеральному закону номер 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", принятому в 2004 году. ФЗ, призванный защитить конституционное право россиян на свободу мирных собраний, устанавливает порядок уведомления властей о грядущей акции, запрещает проводить их в том случае, если компромисс между властями и организаторами не достигнут, разъясняет порядок приостановления и прекращения мероприятия и регулирует права и обязанности всех сторон действия.
Собственно наказания за нарушения устанавливает статья 20.2 КоАП: от одной до двух тысяч рублей для организатора, от 500 рублей до тысячи для участников, а в случае проведения акции около ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ организаторов и активных участников может ждать арест на срок до 15 суток.
В первом чтении законопроект, внесенный в Госдуму 10 мая, был принят 22 числа того же месяца. Тогда цифры в нем фигурировали весьма и весьма заоблачные: штраф для физических лиц мог достигать миллиона, а то и полутора миллионов рублей. Ко второму чтению депутаты остановились на следующих предложениях. Во-первых, ввести в административный кодекс понятие обязательных работ (к которым, впрочем, нельзя принуждать беременных, военных, инвалидов I и II группы и женщин с детьми до трех лет). Во-вторых, ужесточить ответственность по статье 20.2.
Нарушение правил проведения акции предполагает штраф от 10 до 20 тысяч рублей или до 40 часов обязательных работ для физических лиц, от 15 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч - для юридических. Организация митинга без подачи уведомления (то есть то, что в прессе и народе называется "несанкционированным митингом") будет караться штрафом от 20 до 30 тысяч рублей или до 50 часов работ для физических лиц, от 20 до 40 тысяч - для должностных и от 70 до 200 - для юридических. При этом в пункте 7 нового варианта статьи 20.2, в котором речь идет о проведении акции рядом с ядерными объектами, митинги так и называются "несанкционированными" - вопреки 54-ФЗ. Ну а если акция мешает дорожному движению или пешеходам или превышает нормы заполняемости территории, то штраф для физических лиц может достигнуть 50 тысяч (100 тысяч для должностных и 500 тысяч для юридических). Наконец, в случае нанесения вреда здоровью или ущерба имущества (при отсутствии состава уголовного преступления) эти числа вырастают еще больше: до 300 тысяч для физических, до 600 тысяч для должностных и до миллиона для юридических лиц. Штрафы для участников начинаются от 10-20 тысяч рублей и заканчиваются 300 тысячами, как и для организаторов - физических лиц.
Среди наиболее заметных критиков законопроекта оказался президентский совет по правам человека. Правозащитники обращают внимание, в первую очередь, на размер штрафов, в разы превышающий привычные для КоАП цифры и куда более похожие на штрафы в УК. Кроме того, президентский совет не доволен отсутствием четкого определения "массового одновременного пребывания в общественных местах" и наличием в тексте законопроекта слова "несанкционированный", противоречащего Конституции и федеральному закону о митингах. Законопроект, впрочем, увеличит штрафы не только участникам и организаторам. Депутаты планируют внести поправку в статью 5.38 КоАП (воспрепятствование проведению митинга или принуждение к участию). Сейчас максимальное наказание по этой статье составляет сто рублей для физических лиц и 300 рублей - для должностных. В новом законопроекте штраф составит уже от 10 до 20 тысяч рублей для физических лиц и от 30 до 50 тысяч - для должностных.
Для борьбы с "народными гуляниями" депутаты придумали дополнение к статье 20.2. Оно вводит штрафы за организацию "массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах", которое при этом не является "публичным мероприятием", если оно вредит газонам или мешает пешеходам. Физические лица заплатят от 10 до 20 тысяч рублей (или отработают до 50 часов), должностные - от 50 до 100 тысяч, а юридические - от 200 до 300 тысяч. При причинении ущерба здоровью или имуществу по размеру штрафов "массовое одновременное пребывание" от обычного митинга ничем не отличается.
Изменения же в федеральный закон предполагают добавить к заключенным и членам запрещенных партий еще одну категорию граждан, которые не имеют права выступать в качестве организаторов митинга - это люди, два или более раз попадавшие под статьи КоАП о нарушении порядка проведения митинга. Кроме того, депутаты возлагают на организатора обязанность не допускать превышения заявленного количества участников, если оно грозит нарушением общественного порядка или безопасности (хотя штрафовать за сам факт превышения численности запретил Конституционный суд), а также запрещают приходить на митинги в масках и во всех остальных предметах, которые мешают установить личность. Наконец, поправки в 54-ФЗ регулируют правила проведения пикетов и предлагают выделить "специально отведенные места" для коллективного решения вопросов и высказывания мнений, в которых акции можно будет проводить без уведомлений. В прессе их уже окрестили "российскими 'гайд-парками'".
Новая реальность Ближайшее крупное протестное мероприятие запланировано на 12 июня. Гражданские активисты уже согласовали свою акцию в Санкт-Петербурге, а вот в Москве договоренностей с властями о маршруте шествия и месте проведения митинга все еще нет. Организаторы хотят собраться в пределах Садового кольца (при этом не на Болотной площади, которая плохо себя зарекомендовала 6 мая), а городские власти предлагают им Фрунзенскую набережную и Андреевский мост. Если Сергею Удальцову и другим организаторам так и не удастся договориться с властями, а поправки вступят в силу, то за несанкционированную акцию они заплатят как минимум по 20 тысяч рублей - в 20 раз больше, чем максимальный штраф организаторам митинга на Болотной 6 мая. Впрочем, когда поправки вступят в силу, Удальцов - в одном только мае дважды плативший штраф по статье 20.2 КоАП - уже не сможет быть организатором митинга.
"Массовое одновременное пребывание в одном месте" может коснуться питерских оппозиционеров, которые оказались более стойкими, чем московские, и 5-го июня вернулись на Исаакиевскую площадь с намерением оставаться там до 12-го числа, а то и дольше. При этом штраф (от 10 до 20 тысяч рублей) грозит вовсе не уже примелькавшимся в СМИ оппозиционным деятелям, а безвестным активистам.
"Контрольная прогулка". Фото РИА Новости, Артем Житенев Наконец, санкции за "массовое передвижение в одном месте" нанесут удар разнообразным "прогулкам писателей", "прогулкам художников" и других творческих личностей. Законопроект позволит определять организаторов таких "неофициальных" акций несмотря на отсутствие формальных заявок. Видимо, на первой майской прогулке штраф пришлось бы заплатить Дмитрию Быкову с Борисом Акуниным.
Но несогласованные акции в России направлены не только против действующей власти как таковой и участвуют в них не только юные (или не очень) активисты. Так, группа "Пациентский контроль", защищающая права ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом, обратилась к руководителям фракций Госдумы с просьбой освободить от административной ответственности больных хроническими заболеваниями и инвалидов. Больным регулярно приходится выходить на несогласованные акции, направленные против российской системы здравоохранения, и отбывать административный арест в отсутствии лекарств или заниматься исправительными работами они не могут. В ответ на это депутат от "Единой России" Сергей Железняк сказал "Коммерсанту" следующее: "Люди с ограниченными возможностями - одна из самых социально ответственных категорий граждан, поэтому какие-то правонарушения они будут совершать в последнюю очередь. Кроме того, наш закон не ограничивается 15 сутками ареста, он предлагает гражданам широкую вилку наказаний".
За подъемом гражданского самосознания в России как-то подзабыли о том, что до декабря 2011 года основными участники разнообразных акций протеста были пенсионеры, недовольные реформами ЖКХ, и обманутые дольщики. И им тоже светит многократное увеличение штрафов - если, конечно, новый законопроект не будет применяться выборочно.
*** На момент написания это текста заседание в Госдуме все еще продолжалось. Справоросы зачитывали свои поправки, Плигин объяснял, почему их стоит отклонить, депутаты (сначала человек 170, потом - 70) голосовали, они не проходили - и справоросы зачитывали следующие поправки. Как бы ни были благи намерения парламентской оппозиции, отсрочить принятие закона в эту шестидневную рабочую неделю более, чем на день-другой, им вряд ли удастся. И к 12-му июня новые санкции имеют куда большие шансы вступить в силу, чем Удальцов - согласовать с московской мэрией маршрут "Марша миллионов".
|