Американцы в чем-то очень простодушные люди. Увидев, как президент России Дмитрий Медведев пишет свой первый «твит» в штаб-квартире компании Twitter, они приходят в неподдельный восторг. Хотя Медведев всего-то и написал: «Привет всем! Я сейчас в Твиттере, и это мое первое сообщение». В данном случае, впрочем, радость была обоюдной. В своих последующих «твитах» президент знакомит мир с видом из своей калифорнийской гостиницы и другими достопримечательностями.
Все американские СМИ, отчеты в которых о поездке Медведева в Кремниевую долину удалось прочитать, непременно отмечают, что Медведев — любитель гаджетов от компании Apple, и что в Стэнфордском университете он читал свою речь с экрана iPad (это устройство в России пока легально не продается), а при посещении самой компании Apple стал одним из первых на планете обладателей iPhone 4 — за несколько часов до начала продажи телефонов в Америке.
Биз Стоун, один из основателей Twitter, назвал 23 июня, день посещения Медведевым его компании, «одним из самых особенных дней» в ее истории (насчитывающей, как мы знаем, всего несколько лет). Глава корпорации Cisco Джон Чемберс, приветствуя российского гостя, отметил: «Если сказать коротко, мы все — в деле», после чего назвал сумму первоначальных венчурных инвестиций в Россию: 100 миллионов долларов. Это, по данным The Wall Street Journal, втрое больше, чем ожидалось. Всего Cisco, которая намерена активно поддерживать проект Сколково, грозится инвестировать в России 1 миллиард долларов в течение десяти лет.
Большинство американских бизнесменов, комментирующих визит Медведева, делают это весьма благожелательно. WSJ приводит слова Эстер Дайсон, главы нью-йкоркской инвестиционной компании Edventure Holdings: «В России — огромный запас креатива; просто он не канализирован и не дисциплинирован». Питер Лукьянов, партнер инвестирующей в Россию венчурной компании Almaz Capital Partners, с одобрением отозвался о понимании Медведевым необходимости освободить бизнес от излишнего регулирования и бороться с коррупцией.
Президент Дмитрий Медведев во время осмотра легендарного гаража в г. Пало-Альто, где в 1938 году два выпускника Стэнфордского универистета Дэвид Паккард и Билл Хьюлетт собрали свой первый осциллограф. Рядом, на углу Эдисон-авеню теперь стоит камень с надписью "Место рождения Кремниевой долины". Фото: РИА Новости
Газета The San Francisco Cronicle приводит слова самого Медведева, провозгласившего целью своей политики (он так и сказал в обратном переводе с английского: «Это моя политика!») сделать так, чтобы все чувствовали и верили: если ты напряженно работаешь, чтобы изменить мир вокруг тебя, и работаешь в рамках закона, то у каждого есть шанс преуспеть.
И вот еще дополнительные цели политики Медведева: построить сильную финансовую систему, добиться того, чтобы более 90% населения имели доступ к Интернету, а также стать «предсказуемым международным партнером». Так все это вместе излагает газета.
«Визит с имитацией на уме»
Впрочем, американцев характеризует не только простодушие. Газета Стэнфордского университета Stanford Report довольно трезво сформулировала цель визита российского президента в это учебное заведение, готовящее элитные кадры, в том числе, для Силиконовой долины: «Медведев прибыл в Стэнфорд с мыслью об имитации». Общаясь с бывшими госсекретарями Кондолизой Райс и Джорджем Шульцем (они входят в попечительский совет университета), Медведев рассказал, какой совет дал ему глава Apple Стив Джобс: «Нам надо менять менталитет».
Руководство Стэнфордского университета попыталось объяснить российскому гостю, что одного желания заимствовать успех Силиконовой долины будет маловато. Нужно, чтобы слились воедино образование, технологии и венчурный капитал, — тогда появляется такое место, которое бурлит идеями, превращающимися в бизнес, похожий на Yahoo и Google.
Наиболее запоминающийся совет Дмитрий Медведев услышал от Кондолизы Райс, которая сменила высокую государственную должность на место профессора политических наук Стэнфорда: «Все дело в том, чтобы создать такой климат, который позволяет людям чувствовать себя свободными развивать идеи. Многие в этом преуспевают. Многие проваливаются. Надо чувствовать себя свободным, чтобы провалиться».
Дмитрий Медведев стал вторым российским лидером, побывавшим в Стэнфордском университете. Первым был Михаил Горбачев, который в начале девяностых годов сказал, обращаясь к тысячам восторженных студентов и преподавателей: «Холодная война осталась позади». Судя по отчету Stanford Report, визит нынешнего российского лидера подобных восторгов не вызвал.
Кстати, при всем своем простодушии большинство калифорнийских газет не забыло напомнить о судьбе некоторых западных инвесторов, вроде Била Браудера, который предостерег из Лондона: «Всякий, кто хочет инвестировать в Россию, плохо выучил урок».
Обама ставит на Медведева
По завершении, так сказать, познавательной части визита, в четверг президенту России предстоят переговоры в Вашингтоне с Бараком Обамой. Британская The Financial Times поясняет дилемму главы Белого дома: «Несмотря на широко распространенные сомнения относительно того, кто обладает реальной властью в Москве, президент Барак Обама делает ставку на свои отношения с президентом Дмитрием Медведевым».
По словам одного из высокопоставленных советников Белого дома Бена Родса, Обама видит в Медведеве «необычайно способного и надежного собеседника», который, по мнению американской стороны, «не раз и не два продемонстрировал, что может держать слово».
Однако это не единственный взгляд в Вашингтоне на президента России. Некоторые другие официальные лица называют Медведева «путинским юристом» и способным администратором, выполняющим инструкции, пишет FT. Кто-то в этой связи полагает, что ставка на Медведева — это что-то вроде дополнительной страховки вашингтонской администрации в ее отношениях с Россией. Мол, в Белом доме понимают, что рано или поздно Путин отодвинет в сторону Медведева. Но при этом не исключают и такого развития событий, когда Медведев превратится в независимую фигуру. В этом случае «вложения в него», по выражению британского издания, дадут результат.
Майкл Макфол, советник президента США по России, говорит, что Вашингтон и Москва сейчас пытаются преодолеть наследие политики XIX и ХХ веков, и что это уже дает некоторые плоды — например, в случае с конфликтом в Киргизии, где расположены и российская, и американская военные базы. Россия отклонила просьбу киргизских властей о вводе войск. Американские власти, со своей стороны, всячески подчеркивают важность российско-американского сотрудничества в деле оказания гуманитарной помощи Киргизии. Еще недавно Москва прилагала значительные усилия для выдворения американской базы из Манаса. Ныне две страны объединяет более прагматическое видение проблем того, что в России называют «ближним зарубежьем».
С другой стороны, основой для сближения с Америкой стал кризис 2008-2009 годов, выявивший слабость экономической модели России, основанной на эксплуатации природных ресурсов, полагает The Financial Times. ВВП России снизился больше, чем в какой-либо другой стране Большой восьмерки. Очередная встреча этого дискуссионного клуба состоится на днях в Канаде
Первый Спутник и первый «твит»
Полвека назад, когда Советский Союз запустил первый Спутник, и Спутник передал с орбиты позывные, это стало настоящим потрясением для американцев. В тот момент Америка осознала, что она в чем-то очень важном отстала от своего глобального соперника. Это стало мощным побудительным сигналом для американского общества к переменам. В том числе, к переменам в области образования. За прошедшие десятилетия Америка сильно изменилась. И вот уже российский президент едет к американцам за советами о том, как модернизировать нашу страну. Станут ли «твиты» Дмитрия Медведева из Калифорнии таким же мощным сигналом для нашего общества, какими стали сигналы хрущевского Спутника, предстоит оценить в ближайшем будущем.
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!