11 февраля исполняется 110 лет со дня рождения актрисы Любови Орловой.
Народная артистка СССР, актриса театра и кино Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля (29 января по старому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье.
Отец будущей советской кинозвезды, Петр Федорович Орлов, служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода. Она приходилась дальней родственницей Льву Толстому.
Фото: предоставлено ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Любовь Орлова и Григорий Александров. 1970-е годы
Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. После окончания гимназии в 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию. Проучившись три года, она была вынуждена бросить учебу, чтобы содержать семью. Орлова подрабатывала тапером (музыкальное сопровождение немых фильмов) в московских кинотеатрах и училась одновременно на хореографическом отделении Московского театрального техникума (1922-1925).
В 1926-1933 годах Любовь Орлова работала в Музыкальном театре, которым в то время руководил Владимир Немирович-Данченко. Сначала она пела в составе хора, танцевала в кордебалете, затем ей стали доверять сольные партии – Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха, Герсильи в "Дочери мадам Анго", Жоржетты в "Соломенной шляпке", Серполетты в "Корневильских колоколах". Дебютом в кинематографе для актрисы стали роли в немом кино. Она сыграла Грушеньку в картине "Петербургская ночь" (1934) режиссера Григория Рошаля и Эллен Гетвуд в фильме Бориса Юрцева "Любовь Алены" (1934).
Поворотным моментом в творчестве артистки стала встреча с молодым режиссером Григорием Александровым (Мормоненко), который в то время искал исполнительницу на роль домработницы Анюты в музыкальной комедии "Веселые ребята". Требования были суровые: претендентка должна была уметь петь, танцевать, быть красивой и одновременно простоватой. Друзья посоветовали ему посмотреть в Музыкальном театре Немировича-Данченко "Периколу" с Орловой в главной роли. Режиссер последовал этому совету, пришел на спектакль и был пленен не только талантом актрисы, но и ее внешностью.
В свое первое свидание Александров и Орлова отправились на вечер в честь юбилея Леонида Собинова. После банкета они до рассвета бродили по московским улицам. Эту ночь Александров позже повторил в фильме "Весна" (1947): режиссер и актриса вдвоем, наедине со своим зарождающимся чувством.
Орлову окончательно утвердили на роль Анюты в картине "Веселые ребята", а в сентябре 1933 года в Гаграх начались натурные съемки.
Кадр из фильма "Цирк". 1936 год. Режиссёр - Г.В.Александров. В роли Марион Диксон - Л.П.Орлова (1902-1975).
Следующим фильмом Орловой был "Цирк" (1936), за основу которого был взят мюзикл "Под куполом цирка" Катаева, Ильфа и Петрова, затем комедия "Волга-Волга" (1938). После выхода на экраны этих картин актрису стали узнавать на улице, песни в ее исполнении запела вся страна. Она стала одной из самых популярных и любимых актрис конца 1930-х - начала 1940-х годов.
Героини Любови Орловой - американская актриса Марион Диксон из кинофильма "Цирк", почтальон Дуня в "Волге-Волге", ткачиха Таня в фильме "Светлый путь" (1940), профессор Никитина в комедии "Весна" - были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у них было общее: все они должны были создавать облик времени, где торжествовало добро и справедливость, исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом, поэтому их так любили простые советские люди.
Фильмы с участием артистки очень нравились Сталину.
Белозубая, белокурая и белокожая, актриса была сотворена Александровым по образцу голливудских красавиц. Практически всю жизнь, а особенно в зрелом возрасте, Орлова боролась за то, чтобы выглядеть красивой на экране. Артистку снимали при тщательно выбранном свете, только под определенными углами. Под руководством режиссера оттачивался каждый жест, поворот, взмах ресниц.
Помимо популярных комедий Орловаснималась в драматических фильмах – советском детективе "Ошибка инженера Кочина" (Ксения Лебедева, 1939), картине Рошаля "Дело Артамоновых" (Паола Менотти, 1941), в фильме Александрова "Встреча на Эльбе" (Дженет Шервуд, 1949), а также в биографических кинолентах "Мусоргский" (Юлия Платонова,1950) и "Композитор Глинка" (Людмила Глинка, 1952). В годы Великой Отечественной войны Орлова участвовала в нескольких боевых киносборниках.
Последние роли в кино Любови Орловой были неудачными. Фильм Александрова "Русский сувенир" (1959) был раскритикован советской прессой, а двухсерийная картина "Скворец и Лира" (1974), где актриса играла советскую разведчицу в немецком тылу, не вышла в прокат.
Актеры Любовь Орлова (в центре) в роли Лиззи, Семен Соколовский (слева) в роли Фреда и Абрам Петросян (справа) в роли Сиднея в спектакле "Лиззи Мак-Кэй" Московского театра им. Моссовета
В последние годы жизни актриса работала в Московском театре имени Моссовета. В 1947 году Орлова выступила в роли Джесси в спектакле театра "Русский вопрос", а в 1955 году она была приглашена в труппу. Орлова была занята в спектаклях "Сомов и другие" (Лидия), "Лиззи Мак-кей" (Нора, Лиззи), "Милый лжец" (Патрик Кэмпбэлл). Это были работы, требовавшие драматического таланта, который был с успехом продемонстрирован Орловой. Последней ее работой в театре стала роль миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж".
Любовь Орлова была награждена многими почетными званиями и наградами. В 1950 году ей было присвоено звание Народной артистки СССР. Актриса дважды была удостоена Государственной премии СССР – в 1941 и 1950 годах. В 1947 году, вместе с Ингрид Бергман, Орлова стала лауреатом премии Международного фестиваля в Венеции, присуждаемой лучшей актрисе года. В 1972 году ее именем была названа Малая планета.
Актриса была замужем два раза. Ее первый муж, Андрей Берзин, заведующий отделом, а затем заместитель наркома земледелия, был репрессирован в 1930 году.
Вторым мужем Любови Орловой стал режиссер Григорий Александров, в творческом и семейном союзе с которым актриса прожила до своей кончины. Он пережил супругу на восемь лет, выпустив в память о жене в 1983 году, в год своей смерти, документальный фильм "Любовь Орлова".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!