Главный приз Московского кинофестиваля достался фильму из Венесуэлы. Остальных «Георгиев» разделили фильмы из Германии, Польши и Чехии. Фильму «Воробей» не досталась ни одна награда: жюри подтвердило, что российское кино в этом году было представлено хуже остальных. В субботу вечером подвел окончательные итоги 32-й Московский фестиваль. Главный приз, «Золотой Георгий», достался венесуэльскому фильму «Брат». Награду режиссер картины Марсель Раскин получил из рук председателя жюри основного конкурса Люка Бессона, шутившего еще минуту назад, что сам уйдет с «Георгием». Венесуэла сидела со скрещенными пальцами К полученному призу венесуэлец отнесся серьезно. Сперва признался, что не может справиться с дрожью, потом тыкал пальцем в Бессона, не веря своему счастью, наконец говорил, что в Венесуэле из-за него сейчас сидят со скрещенными пальцами. Оправившись от волнения, Раскин поблагодарил жюри, посоветовав следовать сцене из его фильма: вставать каждое утро с верой, что счет по-прежнему ноль-ноль. Лауреат "Золотого Георгия" 32-го ММКФ говорит, что впервые жюри основного конкурса фестиваля было солидарно с симпатиями зрителейИсточник:
GZT.RU «Брат» был показана в самом начале фестиваля и не вызвал очевидных восторгов. Однако далее в конкурсной программе были фильмы куда слабее, потому можно предположить, что фильм Раскина— скорее лучшее среди худшего, чем что-либо еще. Сам фильм рассказывает про двух братьев, играющих за дворовую футбольную команду, которая однажды выходит в финал городских соревнований, а сами братья попадают на заметку к селекционерам профессионального футбольного клуба. Параллельно с этим Даниэль и Хулио ведут обычную жизнь подростков из субурбий— попадают в передряги, ищут, где заработать денег, самоутверждаются и т.д. Один из плюсов фильма, отличающих его от остального в конкурсе,— в его аполитичности, о которой так или иначе тоскливо говорило более половины картин. Это нисколько не выдающаяся, однако, искренняя история про взросление с легкой дидактикой, что в жизни на одну победу приходится пара поражений. Примат сердца над идеологией Лауреатами «Серебряного Георгия», считающегося вторым по значимости призом фестиваля, стали:
- Лучшая режиссура— Ян Кидава-Блоньский за фильм «Розочка»
- Лучшая мужская роль— Ник Хелилай за фильм «Албанец»
- Лучшая женская роль— Вильма Цибулкова за фильм «Как рай земной»
- Спецприз жюри присужден картине «Албанец»
Эти призеры, вернее их фильмы, напротив, говорят на тему того, как государственная машина разрушает человеческие судьбы, ставя под вопрос прежде всего любовь героев. Такова «Розочка», в которой героине приходится ради любви к мужу, работающему на госбезопасность, стать любовницей потенциального врага народа. Таков «Албанец», герой которого из-за благого желания заработать на свадьбу, теряет невесту с новорожденным. Таков и «Как рай земной», где красотка Марта не может обрести счастье с писателем Яном, которого травят как диссидента. В этом смысле крен конкурсных картин в политическую сторону, который наметился еще в первые дни фестиваля, оказался количественно сильнее, чем фильмы, говорящие о личных проблемах, не используя фоном государственный прессинг. Таким образом, как и обещал Бессон, возглавивший жюри в этом году, в решении жюри очевиден примат сердца над идеологией: фильм о личном оказался интереснее фильмов об общественном. Кроме этого, на церемонии закрытия ММКФ был вручен приз в рамках программы «Перспективы», куда попадают дебютанты и просто молодые режиссеры. Председатель жюри этого конкурса, британский режиссер Джон Ирвинг, вручил «Серебряного Георгия» польскому фильму «Реверс». В нем, как и в болгарском «Дзифте» (получил аналогичный приз на ММКФ в 2008 году), не без черного юмора рассказана история неудавшейся любви на фоне социалистического режима. Другие призы Последним по счету был вручен приз ММКФ за покорение вершин актерского мастерства «Верю». Его из рук министра культуры РФ Александра Авдеева получила французская актриса Эммануэль Беар. В этом году на фестиваль она приехала, чтобы вместе с режиссером и по совместительству мужем Микаэлем Коэном представить фильм «Это начинается с конца». Больше никаких призов картина не получила, хотя программный директор ММКФ Кирилл Разлогов и называл ее одной из самых сильных в программе. Несколькими часами ранее в кинотеатре «Художественный» были вручены призы международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), Гильдии киноведов и кинокритиков, Ассоциации по продвижению азиатского кино (The Network for the Promotion of Asian Cinema), киноклубов России, газеты «Коммерсантъ», а также приз зрительского жюри. В этом году перечисленные объединения оказались как никогда солидарны с основным жюри. Призы, в частности, получили те же фильмы «Брат», «Как рай земной» и «Реверс». Фильм «Воробей»— единственный, что представлял Россию в основном конкурсе,— не получил ни одной награды. Фильм, скорее напоминавший малобюджетное документальное кино, объективно был одним из самых слабых в программе, о чем свидетельствуют призы, вернее их отсутствие, всех жюри кинофестиваля. Михалков надеется на расположение чехов к «Предстоянию» В остальном закрытие ММКФ было похоже на открытие, как брат-близнец: тот же зеленой ковер, те же гости, поднимающиеся к «Пушкинскому» на поклон и поцелуй с Михалковым, те же спонсорские напитки, расходившиеся из-за жары быстрее обычного. Видимо, по той же причине побыстрее прошел в зал Михалков, недоцеловав часть подходящих гостей. Люк Бессон, в отличие от молчаливо-скептического вида на открытии ММКФ, пребывал в веселом расположении духа. Выйдя, чтобы огласить победителя, сперва поблагодарил «мистера президента», кивнув в сторону Михалкова, а далее пошутил, что призы ММКФ помогут лауреатам приодеться. Гостей Московского кинофестиваля, в частности Федора Бондарчука, президент смотра Никита Михалков приветствовал поцелуямиИсточник:
GZT.RU Сам же Михалков, вместо того чтобы как-то проанализировать фестивальные итоги, вновь заговорил про свое «Предстояние». «Мистер президент» напомнил, что везет свою картину на кинофестиваль в Карловы Вары, где понадеялся, что ее примут лучше, чем на родине, добавив в финале туманное «кино есть там, где есть проблемы». Когда же наступил черед отобрать орден ММКФ, который каждый год на время фестиваля носит председатель жюри, Михалков удивился, что на шее Бессона ничего такого не висит. Когда же последний вытащил из кармана нечто блестящее, Михалков по-отечески пожурил француза за такое неаккуратное отношение со спонсорской реликвией. Что же касается фестиваля в целом, то его, по словам Михалкова, решившего под конец сказать пару слов по делу, посетило в общей сложности 120 тыс. человек. По наблюдениям можно констатировать, что наибольшей популярностью пользовались вовсе не конкурсные фильмы, а кино, привезенное с других фестивалей, а также проходившее в рамках ретроспектив. Как говорили уже многие, ММКФ так и не может обрести свое лицо, год от года напоминая киноколлектор со слабым конкурсом.
|