У этой выставки дешевое
название-страшилка: «Помпеи.
Тайны погребенного города», но сама она безмятежная, лишенная всякого
драматизма, нарядная. Тон здесь задают привезенные из Национального
археологического музея Неаполя фрагменты помпейских фресок, а они
умиротворяюще просты и гармоничны. Мастера, писавшие их в I веке нашей
эры, драматизму предпочитали созерцание и, кажется, никуда не спешили.
Фрески эти небольшого формата, с камерными сюжетами: птицы, звери,
боги, женщины, три грации, купидоны, сатиры. Конечно, такой скромный
показ, умещающийся в одном зале, не сравнить с роскошной выставкой
фресок из Стабий, проходившей три года назад в Эрмитаже. Но
Государственный исторический музей, стоящий в самом центре — центрее
быть не может — нашей родины, доказывает, что провинциальность — не
географическое понятие. Выставки там почти всегда скромные. Если не
видеть археологических или древнего искусства выставок в Британском
музее или Лувре, то, конечно, и за них спасибо.
Эта выставка,
однако, очень приятная, кроме фресок на ней показывают несколько
небольших мраморов, немного бытовых предметов, изящные ювелирные
украшения — все это найдено при раскопках погребенных под пеплом Везувия
городов.
Еще есть монитор, на котором крутят видео про древний
помпейский театр. Если перед экраном собирается публика, то загораживает
проход к части фресок. Так что при скоплении народа на выставке может
быть тесновато.
А народ, наверное, на выставку придет — название
города Помпеи действует на нас магически. Во многих музеях мира собрано
великое множество прекрасных произведений позднего античного искусства и
предметов древнеримского быта, но именно помпейские вещи вызывают
особое, трепетное внимание.
Очевидно, из-за картины-катастрофы Карла
Брюллова — после нее древние помпейцы нам как родные. Странно, но
одна из самых популярных русских картин, прочно вошедших в национальное
сознание, рассказывает о чужой трагедии. Но, видно, тема рока, нежданной
и неминуемой гибели исключительно близка русскому человеку. И
рассматривая розовые бедра граций с помпейской фрески, он думает не о
теплоте жизни, а о неотвратимости гибели.