Столичный университетский преподаватель ( Марат Башаров) решает ради здоровья любимой (Оксана Лаврентьева) сменить работу. Они переезжают в маленький захолустный городок, где он становится учителем женской гимназии. На месте выясняется, что всё тут как-то наперекосяк. И в классе, где ему предстоит преподавать, одна из воспитанниц покончила собой. И девочки в школе уж больно молчаливые и злые – кругом сплошные недомолвки и загадки. И в местной реке вылавливают утопленника. Ну а главного героя начинают мучить кошмары и видения. Ему поджигают дом, на его приемную дочь нападает огромная собака. Короче, все факты на лицо – надо уносить ноги. Но он решает начать собственное расследование, попутно изменяя невесте с мамой одной из своих одноклассниц...
Вообще, предъявлять претензии к новому российскому кино – это уже как-то банально и глупо. Поэтому оставим вопросы о том, откуда в провинциальной глубинке взялась огромная готическая, да еще и однополая, школа; откуда взялись все эти арт-хаусные интерьеры; зачем в хорроре нужны типично звягинцевские планы и паузы, и уж если они есть, то причем там тогда Аркадий Укупник? Ну да ладно, допустим, национальный колорит. Эксплуатация образа маленьких, гемофилически-бледных девочек в кино, мягко говоря, нельзя назвать новым словом в искусстве. Безусловно,хорошо, что господин Стриженов много смотрел японской и голливудской хоррор-классики, но всё-таки стоило придумать и что-то своё,оригинальное. Сценарий, вроде, и не плох. Перед героем ставится много экзистенциальных вопросов, ответы на которые, правда, надо уже искать зрителю. Либо эти «ответы» потерялись при монтаже... Монтаж картины - это вообще отдельная песня. За огромным количеством клиповых рапидов и круговых съемок, совершенно выпали некоторые персонажи. В любом всё-таки триллере важно, как говорится, «to make the ends meet», т.е. чтобы в конце все сюжетные линии хоть как-то сошлись воедино.Однако то ли по вине монтажа, то ли по забывчивости Стриженова, присутствие большинства персонажей в картине так и осталось загадкой. Вот, например, директор школы (Ирина Купченко), вначале картины она зловеще улыбается почти в каждом кадре, но потом вдруг куда-то пропадает и уже не возвращается. И таких «невозвращенцев» в картине целое множество. Справедливости ради, надо заметить, что Стриженов для российского кино, что первопроходец. Каждый год он старается всё больше открывать для кинематографа такое понятие, как жанровое кино. То комедия положений «Любовь-морковь», теперь вот готический триллер. Кто-то, наверное, должен же это делать? На мой взгляд, триллеры ему удаются значительно лучше. Спасибо, что уж за то, что здесь он смог обойтись без Куценкои Со. В картине вообще много новых приятных лиц. Это очевидный плюс. Больше всего вопросов вызывает как раз этот прямолинейный экспорт западной хоррор-эстетики в нашу глубинку. Ведь даже школьник знает, что там есть вещи и пострашнее готических школ и собак Баскервиллей. Есть вросшие в землю монастыри, есть страшные пьяные деревни, есть замерзшие ветхие интернаты. Много такого, что способно напугать кого угодно. Хотя режиссеру в одном из моментов всё-таки удается внести что-то такое чисто русское в картину и от этого очень даже страшное. Один из самых леденящих кровь моментов картины, когда Башаров собирает у детей дневники, в прозрачных обложках с ужасными кислотными наклейками – «на подпись». Открывает один из них и находит там записку детским почерком: «Спасите нас!».Вот из таких моментов и стоило складывать фильм. Из таких вот типично наших, отечественных ужасов. Из такого вот одиночества пионерского лагеря перед непониманием взрослых. Из таких вот историй про маленькую девочку-убийцу, которая жила когда-то в одном очень мрачном городе. Такие сюжеты любой чувствует кожей с самого детства. Помнит всю жизнь первую ночь в палате пионерского лагеря или в группе продленного дня. Помнит эти пустые коридоры. Но у нас пока так и продолжают снимать этот евроремонт. Теперь, правда, под готику. Так что пока нам только и остается, что писать в дневниках записки новому русскому кино - «Спасите нас!»
Игорь Колесников
|