Ремесленник, скульптор, фотограф, собиратель фольклора, певец, сценарист – за свою жизнь Михаил Чиаурели перепробовал множество профессий. Но сам признавался – это была лишь подготовка к главному делу – кинорежиссуре. Он снимал грандиозные советские киноэпопеи. Но делал это не как идеолог, а как большой художник. Именно поэтому его фильмы были удостоены множества международных наград. Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Чиаурели.
От простого парня до знаменитого, обласканного властью режиссера. Во всем, за что бы ни брался Михаил Чиаурели, добивался успеха. Хотел быть скульптором, стажировался у Родена в Германии, поставил первый памятник Ленину в Тбилиси. Знаток фольклора – это пригодилось уже в кинематографе. Образы народных заступников, легендарных героев тоже принесли удачу.
Фильм «Георгий Саакадзе» снимали во время войны с эпическим размахом. На массовке и костюмах не экономили. Военная кавалерия со съемок отправлялась прямо на фронт. Сталина фильм поразил. Он приказал как можно больше копий забросить в немецкий тыл как свидетельство силы Советского Союза. Именно «Георгий Саакадзе» дал карт-бланш режиссеру на съемку масштабных полотен.
Корина Церетели, киновед: «Трудно представить, что кто-то снимал такие массовки, как он, чтобы кто-то так строил. Он был увлечен грандиозностью, масштабностью. Как Рифеншталь».
«Падение Берлина» считают пиком творчества Михаила Чиаурели. Ему простили и исторические неточности, например, визит Сталина в освобожденный Берлин. Вообще вождь становится главным героем картин Чиаурели. Кстати, это он нашел актера Михаила Геловани, которому официально в 30-е – 50-е было разрешено играть Сталина. Спустя годы многие будут говорить, что своим взлетом Чиаурели обязан не таланту, а единственно близости к власти. Забывая, что «Падение Берлина» отметили на фестивале в Карловых Варах, а чуть раньше «Клятва» получила приз в Венеции. Михаил Чиаурели – внук режиссера, прекрасно помнит, как от его деда после разоблачения культа личности отвернулись многие. Но тот не отчаивался и вида не подавал. После творческой ссылки в Свердловск вернулся в Тбилиси, увлекся мультипликацией. Никогда не изменял раз и навсегда заведенному жизненному графику.
Михаил Чиаурели, внук М. Чиаурели: «Человек жизнерадостный, железных правил. Он четко уходил спать в 11. Рано вставал, работал, мастерил».
В доме, где жил режиссер вместе со своей женой, – легендарной актрисой Верико Анджапаридзе и дочерью – знаменитой Софико Чиаурели – до сих пор работает театр. И, пожалуй, нет ни одного жителя Тбилиси, который не знает легенду об этом доме. Он стоит на горе Раздумий. На том самом месте, где когда-то Михаил Чиаурели впервые поцеловал свою будущую жену. Пообещал построить ей дом и сдержал слово.
|