Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Мартинсона. Кажется, страсть к перевоплощению, причем, яркому, эксцентричному, была у него в крови. Свою первую роль актёр исполнил в пять лет – сыграл Снегурочку на рождественской елке. А когда на вступительных экзаменах в театральный институт читал монолог Бориса Годунова, приемная комиссия буквально падала от хохота. За свою долгую творческую жизнь он снялся почти в семидесяти фильмах. Его называли мастером комедийного эпизода, королем экранных дураков, великим эксцентриком, а он всю жизнь мечтал сыграть трагедию.
Заслуженный Дуремар Советского Союза, знающий толк в пиявках и лягушках, Сергей Мартинсон заставлял до слез хохотать всю страну.
А вот своего учителя – великого Мейерхольда - заставил изрядно понервничать. Молодой актер был слишком самоуверен и раздражающе экспрессивен. Настоящий театральный хулиган.
Михаил Левитин, художественный руководитель театра «Эрмитаж»: «Я не знаю, понимал ли Мартинсон, про что он играет, он угадывал самое эффектное, прелестное в играемом персонаже».
Мартинсон начал сниматься в кино в 24-м. Одновременно работал в Театре Революции и «Мюзик-холле». Его оружие – не только слово. Он великолепно танцует и поет. В 44-м снялся у Анненского в чеховской «Свадьбе». «В герое Мартинсона жил словно сошедший со страниц книги образ телеграфиста», - писала тогда критика.
Игорь Ясулович, народный артист России: «Он уходил под гром аплодисментов, танцевал, делал это легко».
Игорь Ясулович снимался с Мартинсоном в «Руслане и Людмиле». Правда, в разных сценах – а потому на площадке они не пересекались. Но зато в Театре киноактера вместе играли в мюзикле «Целуй меня, Кэт». В зале было много акустических ям, и реплики молодых актеров часто пропадали. Но монологи Мартинсона всегда доходили до зрителя.
Игорь Ясулович, народный артист России: «Его было слышно в любой точке зала. Говорил остро, с посылом, не напрягаясь, не форсируя звук».
В 41-м Мартинсон снялся в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Съемки фильма закончились 21 июня. А на завтра была война… Вскоре Мартинсон сыграет Гитлера в эксцентричной комедии Сергея Юткевича «Новые похождения Швейка». Лента гениальностью не отличалась, но поддерживала моральный дух.
Михаил Левитин, художественный руководитель театра «Эрмитаж»: «Мартинсон уникален, он из пустоты, из ничего делал нечто».
После окончания войны простоя в съемках уже не было. Злой волшебник Прокофий в «Сказке о потерянном времени», Дьяк Осип в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». В 58-м - в пырьевской экранизации «Идиота». Мартинсон играл так называемую «роль окружения», но, как всегда, выделялся из этого окружения.
Михаил Левитин, художественный руководитель театра «Эрмитаж»: «Мартинсон - не мыслитель. О нем говорили: «У Мартинсона если что и умное, так это ноги». И я артистам всегда говорю: «Я умоляю вас, пусть у вас будут умные ноги!»
Он озвучивал многих героев мультфильмов. Например, его голосом говорил Шакал Табаки в «Маугли»
Он снимался до последнего. Ему было восемьдесят два, когда на экранах появился его по-английски неторопливый мистер Фрэнклин в «Приключениях Шерлока Холмса…». Мартинсон никогда не отказывался от своих сатирических персонажей. Но ему всегда хотелось играть положительных героев. В его жизни была всего одна такая роль – угольщик Филипп в «Алых парусах».
|