На нашем Teatrale |
|
|
Суфлёрская будка |
|
|
Мудрость |
|
|
|
•ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ДОН ЖУАНА •
Зрителю, удобно расположившемуся в кресле промороженного зала Мюзик-холла, сразу бросался в глаза парадный портрет актера Дмитрия Бозина в два человеческих роста. Малиновый Бозин, естественно, обнажен. Причем художником выбран ракурс такой, что правая ягодица в центре композиции пронзительно смотрит на завороженного зрителя (правда, хороши эти четыре «з»?). Черная пятка тоже, мягко говоря, бьет в нос. Словом, Микеланджело пополам с Роденом грызут локти в лучшем из зарубежных миров. Известно, Виктюк – мастер пластических форм. Посмотрели бы мы на ягодицу, последили бы, как Бозин и еще парочка мужчин подпрыгивают на батуте, лазают по шесту, бродят под колосниками, и радостно уползли по направлению к метро (идти с гордо поднятой головой по заледенелому Кронверкскому променаду опасно для жизни). Больше ничего и не надо. Мне почему-то вспомнилась одна интеллигентная старушка. Она объясняла свои отношения с близким человеком: «Я готова сварить мужчине обед, но еще с ним и разговаривать!». Прошу понять меня правильно. Эрик, он же Эмманюель Шмитт, – автор нескольких сценически эффектных пьес. Мы только что короновали А. Фрейндлих за «Оскара» Э.-Э. Шмитта, годом раньше воспели С. Мигицко за «Фредерика» опять же Шмитта. Тысячную версию легенды о Дон Жуане можно было бы изложить в двух словах: пяток знатных дам, обслуженных некогда Дон Жуаном, собрались его судить и женить на девчушке Анжелике, но призадумались... Виктюк разверзает в этом немудреном анекдоте такие бездны, манера произнесения текста исполнителями столь сложна, что напряжение в зале становится нестерпимым. Актрисы в «Дон Жуане» говорят примерно так: «Счастье – пауза 2 минуты – имеет – пауза 2 минуты – аромат – пауза две минуты – гниющего – пауза – фрукта». Пока графиня де ла Рош-Пике доведет фразу до конца, можно богу душу отдать. Кстати, в роли графини мы ожидали увидеть умыкнутую Виктюком из Театра Комедии фотомодель Александру Флоринскую, но режиссер не рискнул ее нам показать. Ну, конечно, виктюковские герцогини с графинями у Генри Хиггинса не занимались русской речью, поэтому на продавщиц цветочного магазина не тянут. Ну да бог с ним, с аристократизмом. Исполнительниц «Дон Жуана» можно понять. Они совершают подвиг насилия над собой. Тяжело изъясняться нисходящими каденциями. Представляю, как мэтр за кулисами ругает юную А. Подсвирову-Анжелику: «Доця, ты почему произнесла третье слово как нормальный человек?!». И слова-то какие! Что ни предложение, то афоризм. Произнесет герцогиня де Вобрикурт (Людмила Погорелова): «Павлины не умеют летать» (это посильнее Горького!), – и на тебя будто столбняк нападет. Ведь правда не умеют. И так над павлином задумаешься, что полчаса действия проскочит. А Дон Жуан (Бозин), наша Саломея без семи покрывал (второй спектакль гастролей), – вылитый Хлестаков. «Люблю, – говорит, – срывать яблоки наслаждения». В спектакле много для Виктюка личного, исповедального. В другой раз герцогиня (из этой женщины в черном кружевном белье особенно выглядывает Виктюк) отважно заявила: «Могу я в своем возрасте молоть чепуху когда захочу!». В день петербургской премьеры «Дон Жуана» Роману Григорьевичу исполнилось 69 лет, и я буду всеми силами отстаивать право на молотьбу уважаемого художника, вступившего в свою семидесятую зиму. Впрочем, еще немного о спектакле, его пафосе. Вы, конечно, заинтригованы, почему женщины отказались судить Дон Жуана. Только через два с половиной часа тайна раскрылась. Бозин (Жуан), воплощающий помесь Тарзана с Прометеем, постоянно ласково перебирает свои цепи (непонятно к чему прикованные). Что-то с ним не так. Оказывается, встреча с братом соблазненной Анжелики перевернула сознание Жуана. Бывший обольститель испытывает страшные муки неосознанного гомосексуализма, теперь он уже не вполне мужчина. Сердобольные возлюбленные помогают ему понять: только перемена пола может сделать севильца подлинным человеком. А иначе он, изготовив множество донжуанчиков на всем пространстве Европейского Союза и за его пределами, останется несмышленым ребенком, почти животным. Обидно, не все из нас смогут дорасти до человека, но радостно: хоть Бозин с Жуаном дойдут до апофеоза или, выражаясь словами Шмитта: «Отправятся по другую сторону самого себя». Все-таки Виктюк, несмотря на свой зрелый возраст, не стыдится всыпать в глубокую философию щепоть легкомыслия. На коду вместо ожидаемого финала 9-й, или Героической, симфонии Бетховена он пускает запись шаловливой французской песенки «Дон Жуан». Ах, Роман Григорьевич, сколько в Вас еще таится! И кто там в малиновом жакете выходит, строгий, на поклон? Виктюк – всегда Виктюк!
|
Категория: Рецензии и Статьи | Добавил: Fobos22 (19 Октября 08)
|
Просмотров: 1311
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Наше время |
|
|
Заходи |
|
|
Информация |
|
|
Креатив |
|
|
Облако |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|