Пятница, 26 Апреля 24, 22:31
Главные
Новости

Мой профиль
Регистрация
Выход
Вход
Информационный портал Teatral
Главные новости Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
На нашем Teatrale
  • Суфлёрская будка
    Подписка RSS

    + Teatral'ные новости

    Новости, словно пазл, собранные из разных мест, но объединенные одним - огромным интересом публики.

    добавить на Яндекс
    Мудрость
    Главная » Статьи » Рецензии и Статьи

    • М.БАТТЕРФЛЯЙ •
    Безошибочно можно утверждать, что самый большой интерес театралов вызывают сегодня спектакли коллектива под руководством Романа Виктюка. Их всего два: "М. Баттерфляй" и "Служанки". Но и о том, и о другом ходят легенды, отчаянно спорят зрители, ажиотаж вокруг необычных постановок все растет и растет, словно те, кто рвется в театр Виктюка, совсем забыли о тяготах нашей повседневной жизни. После спектакля "М. Баттерфляй" обозревателю "ВМ" по вопросам культуры Д. Абрамовой удалось поговорить с несколькими зрителями. Двое из них согласились прийти в редакцию, чтобы подробно рассказать о своих впечатлениях - "ужасных", по мнению одного, "самых прекрасных, что удалось испытать в жизни", по мнению другого.

         Алексей Козлов, инженер-строитель:
         Я НЕ ПОНИМАЮ

         Пока не поздно, надо вмешаться и запретить этот спектакль! И не смотрите на меня так, что мол-де я пережиток прошлого. Мне и сорока еще нет...
         Случилось, к несчастью, так, что я пришел на этот спектакль вместе с дочерью, ей 17 лет. "Папа, такой спектакль, от него все тащатся!". Я не знал, куда деться, когда на сцене актриса объясняла своему половому партнеру, что именно ей в нем понравилось. Прямо так, своими словами. Вернее, тем словом, которое на заборе пишется. Что вот-де, хоть он и маленький, а удаленький...
         Ну ладно, это еще цветочки. Правда, дочка уже не маленькая; сегодня и на улице, да и в школе еще не того наслушаешься! Но вот вы мне объясните, зачем нашим людям забивать головы такой ерундой, переживаниями французского дипломата, полюбившую китайскую певицу, на поверку оказавшуюся мужчиной, да к тому же еще и шпионом? И как могло случиться так, что этот француз, не один десяток лет сожительствуя с этим типом, оставался в неведении, что тот мужчина?
         Правда, в спектакле этот китаец объясняет судьям, что не давал лапать себя, а сам (или сама) был активной стороной, и французу ничего другого не оставалось, как лежать на спине.
         Это, так сказать, фактическая сторона спектакля.
         Художественное же его воздействие так сильно, что заставляет поверить в глубокие чувства главного героя. И тем хуже! Актеры и режиссер на полном серьезе убеждают нас, что только мужчина может знать, как должна вести себя в интимные моменты женщина. Вот, оказывается, почему те, кто не в театре, а в жизни играют роль женщин, бывают так любимы своим партнером, который видит в них идеал женщины. Понимаете, в этом спектакле так все нелепо переплелось: и дикая, ужасная тема, и очень необычная постановка, почти без декораций, с какими-то перекладинами на сцене; и очень хорошая (ничего не скажешь!) игра артистов, что просто отмахнуться от этого нельзя - не хочешь, а будешь об этом думать. И, конечно, очень впечатляет, когда в конце спектакля дипломат Рене, узнав, что любил всю жизнь мужчину, сам превращается в эту самую мадам Баттерфляй или мистера Баттерфляй (вот почему, наверное, в названии пишется просто "М. Баттерфляй"). Он надевает кимоно, раскрашивает лицо... Очень тяжелое впечатление!
         На спектакле мне пытались доказать, что тут я вижу высокую любовь, сдержанную; красивую, немногословную и удивительно достойную, так, по крайней мере, играл роль обольстительницы артист Эрик Курмангалиев. По сравнению с его изысканными манерами отношения Рене с легкомысленной блондинкой выглядели пошлыми.
         И вот тут я не понимаю: зачем это сделал постановщик? Чтобы доказать, что отношения одинаковых полов чище, что ли? И приносят этим людям неземное наслаждение, ни с чем не сравнимую радость? Я не понимаю...
         У меня двое детей. И когда я держал на руках эти свои родные несмышленые комочки, а они опрудонивали мне брюки - вот моя ни с чем не сравнимая радость: моя жизнь продолжится, когда я умру.
         Я специально так заостряю, чтобы поспорить с этим театром: ведь главное в нашей жизни то, что результат высшего наслаждения- наши дети, наше продолжение.
         Этому бы театру да другую тему! Представляю, как бы все сходили с ума от спектакля, А сейчас - нет. Просто, мне кажется, кто от любопытства, кто от испорченности, а кто и просто, как я, слышал звон… вот и ломятся на эту загадочную "Мадам".
         Нет, была бы моя воля, я бы все-таки запретил. Так, пожалуй, лучше, спокойнее...

         Лидия Львова, библиотечный работник:
         ТАЛАНТ ОТ БОГА

         Сожалею, что раньше я не выделяла Романа Виктюка из общей массы режиссеров без театра. Посмотрела "как-то давно спектакль "Стена" в "Современнике". Помню только, что очень хотелось, чтобы, наконец, открылась сцена, отгороженная от зрителей настоящей стеной, и мой любимый артист Владимир Земляникин перестал бы мотаться по проходу зрительного зала, изображая по ходу пьесы режиссера...
         Помню и другую режиссерскую работу Виктюка - холодно-прекрасную "Даму без камелий" у вахтанговцев. Вот здесь, пожалуй, впервые поняла, как необычен, неподражаемо красив может быть спектакль, если его ставит Роман Виктюк, как невероятно пластичны становятся артисты, когда с ними работает этот режиссер. Во всяком случае, я еще никогда не видала Людмилу Максакову такой загадочно прелестной и волшебно-притягательной.
         И еще мне очень запомнился никому тогда не известный артист Владимир Зайцев. Он так изящно двигался, так красноречива была каждая его поза, что я даже подумала, что он из балета. А это все, оказывается, был Виктюк, его мастерство, его любовь к красоте в человеке и умение ее выявит и подчеркнуть.
         И вот теперь у Романа Григорьевича свой театр. Поздновато, к сожалению, и очень характерно для нашей "прекрасной" действительности, не дававшей дороги подлинному таланту. Поздновато, потому что Виктюку уже не 30 и даже не 40 лет. Но все равно прекрасно, потому что, наконец, он может работать со своим, преданным ему коллективом в полную силу. Ведь в том казарменном обществе, от которого мы уходим, подлинная свобода творчества была немыслима, как и свобода человеческого духа.
         Театр Виктюка - это яркий, подлинно талантливый коллектив, которому полностью подвластна сцена со всеми ее условностями. У этого режиссера талант от бога, талант, который как бы раздвигает рамки театра, ломая привычные традиции и вводя свои, ни на что не похожие выразительные средства, когда не важно - словом ли, движением человеческого тела, танцем, музыкой, светом, намеком, тенью достигается наивысшая выразительность, встреча с которой - счастье.
         Но вернемся к "М. Баттерфляй".
         У вас уже побывал человек, которому спектакль не понравился? Не поверила бы, что найдется такой, если бы не видела тогда, после спектакля, когда вы с нами разговаривали..
         Наверное, повторяет те пуританские стенания и сплетни, что ходят вокруг театра Романа Виктюка? Так ведь? Но тогда, простите, я, женщина должна бы крайне негативно относиться к подобному женоненавистнику. Я же, напротив, счастлива, что мне довелось познакомиться с работами такого талантливого человека.
         Спектакль очень убедительно показал мне, как вульгарны и бесстыдны могут быть женщины, отдающиеся мужчине без любви, как могут они оттолкнуть от себя любого стеснительного и деликатного человека. Я согласна, что понять вечное стремление человека к самому себе, понять что такое идеальная женщина, может только мужчина.
         История французского дипломата Рене, стремившегося в любви к идеалу, рассказана театром Виктюка на редкость искренно и выразительно. Конечно, наряду с режиссером это и заслуга артистов, особенно Сергея Маковецкого и одаренного певца Эрика Курмангалиева, который играет женскую роль так естественно, что о его мужской сути узнаешь только тогда, когда об этом сообщают сами действующие лица. Но главное чудо этого спектакля в другом - в том, что режиссеру и актерам удается доказать: нет ничего дороже духовной близости, любви, идеальной любви, если уж тебе так повезло, и она встретилась на твоем пути.
         Главный герой в течение многих лет любил идеальную женщину. И не его вина, что она оказалась мужчиной. Трагедия французского дипломата как раз и заключается в том, что он не может разлюбить, Поэтому, чтобы остаться верным своей мечте, своему великому чувству, которое ничем не заменишь, он сам принимает облик своей возлюбленной.
         Но странное дело - поступок героя не воспринимаешь как падение в бездну безнравственности. Наоборот, это путь по лестнице, ведущей вверх, к Любви, Высокой Любви.
         Не знаю, убедят ли противников мои впечатления, тем более что спектакль этого самого театрального из театральных режиссеров очень трудно описать словами. Его надо увидеть.

         ОТ РЕДАКЦИИ

         Как-то в одном телевизионном интервью Романа Виктюка спросили, не боится ли он - один из первых режиссеров, отважившихся откровенно и открыто говорить о самоценности человека, о стыде разума и "бесстыдстве" чувств, обо всем том, что есть в чувственной жизни, в том числе и о проблемах гомосексуализма, - не боится ли он быть непонятым или обвиненным в разрушении моральных устоев.
         Роман Виктюк ответил, что проблема человеческой плоти в театре не имеет такого исключительного значения, которое ему подчас придают. Имеет значение проблема духа. Именно дух всеобъемлющ и всемогущ. Понятие духа входит в понятие тайны. Его нельзя потрогать руками. Мозг и сердце существуют в человеке в неразрывном ансамбле. Выразить духовную гармонию этого единства и стремится театр. Но каждый выбирает в спектакле наиболее ему близкое, подвластное его пониманию в силу его воспитания, культуры. Словом, каждый человек видит в спектакле то, что ему доступно.
         А насчет возможных обвинений Роман Виктюк ответил так:
         - Откликаются на спектакль те, кто ощущает и понимает его, кто не видит в нем нечто запретное, то, что в их глазах является аномалией, чем-то чудовищным. Чудовищны, однако, лишь наши предрассудки, наша заданность во всем, даже в чувствах. Еще древние завещали нам познавать самих себя...
         Сейчас режиссер репетирует набоковскую "Лолиту" (пьеса Э. Олби). Опять нас ждет тонкий и необычный анализ человеческого духа?
         - Те, кто не читал, но слышал что-то об этом произведении, - говорит Виктюк, - тут же подумают: "Ага, значит, покажут развратную страсть взрослого человека к маленькой девочке!..".
         Поверьте, этого в спектакле не будет совершенно!
    Категория: Рецензии и Статьи | Добавил: Fobos22 (19 Октября 08)
    Просмотров: 775 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Наше время
    Заходи
    Информация
    Рецензии и Статьи [52]
    Разное [0]
    Креатив
    Облако
    Топы
    Яндекс цитирования
    Топ100- On-line издания
    Creative Commons License
    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    Яндекс.Метрика
    СОВЕТ
    позиция в рейтинге BestPersons.ru
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    | Teatral © 2024 | |