...Ловко
орудуя специальным ножом, реставратор-позолотчик Светлана Боброва
отрезает крошечные кусочки от тончайшей золотой пластины. Толщина
золота — меньше микрона, поэтому работа не просто ювелирная, а
высокотехнологичная. Одно неверное движение — и драгоценный
металл может порваться. А этого допускать никак нельзя! Как, впрочем, и
отрезать больше, чем нужно, ведь тогда нахлест одной пластинки на
другую может превысить максимально допустимые 1,5 миллиметра, что,
согласно норме, уже квалифицируется как перерасход материала.
— У нас глазомер развит настолько, что ошибок быть не может,
— говорит Светлана. — За 14 лет чего только не
реставрировала: и Кремль, и посольство Норвегии, разные церкви... Но
контроль здесь очень строгий — специальная комиссия проверяет
каждый сантиметр. Поэтому хотя основная работа по золочению
декоративных элементов лож уже закончена, мы проходим второй раз,
закрываем все мелкие трещинки.
Сейчас в Большом трудятся 156 позолотчиков. Причем нужного
количества специалистов такого класса в Москве не нашлось —
пришлось призывать на помощь специалистов из Питера и Казани.
Технология, по которой они работают, старинная, проверенная, называется
"полиментное золочение”. А золото используется самое
настоящее, высшей пробы. В советские же времена, когда на реставрацию
театра отводилось не больше двух месяцев, думать о таких мелочах не
приходилось. Поэтому вместо золота использовали медный порошок.
Вообще огрехи прошлых лет, которые сегодня приходится исправлять
реставраторам, встречаются почти везде. Например, когда мастера
приступили к восстановлению плафона "Аполлон и музы”, они
были поражены небрежностью работы предшественников. Во многих местах
трещины на холсте были просто заклеены папиросной бумагой, а фоновый
холст вокруг муз был вырезан отдельно и заменен на новый, резко
отличающийся от основного фона. Мастерам предстояло решить сложнейшую
задачу: не просто вернуть полотну безупречный внешний вид, но и
сохранить все особенности уникальной сценической акустики, которой так
славится Большой театр. И по сей день здесь сохранены акустические
панели из особого сорта ели, выполненные в XIX веке. Правда, сейчас они
соседствуют с панелями производства XXI века. На каждую панель
составлен отдельный паспорт на 20 страницах, а приемкой занимается
специальная комиссия.
— Все работы мы согласовываем с акустиками, — говорит
пресс-секретарь дирекции по строительству, реконструкции и реставрации
ГАБТ Евгения Васильева. — Даже складки бархатной обивки сидений
будут закладываться в соответствии с выкройками XIX века. Это тоже
влияет на качество звука.
Осматривая зрительный зал с высоты четвертого яруса, слабо
представляешь себе, что уже к осени вместо строительных лесов здесь
появятся золоченые ложи, обитые красным бархатом, роскошные кресла,
обновленная сцена. Но уже сейчас организаторы уверяют: это будет самый
масштабный проект реставрации исторического театра в Европе.