Те из меломанов, кто отказал себе в удовольствии видеть второй полуфинал конкурса европейской самодеятельности «Евровидение», поступили весьма неблагоразумно. Именно этот тур меньше всего можно было обвинить в скуке и безвкусице. Хотя без последней все же не обошлось.Состязание за звание флагманов европейской поп-музыки открыл литовский диско-панк-квинтет «ИнКульто». Их песня «Восточно-европейский фанк» началась с легкого битбоксинга, продолжилась игрой на надувных инструментах (что, по-видимому, было острой сатирой на музыкальную составляющую конкурса), а в результате исполнители остались без штанов. Избавившись от этой части гардероба, литовцы буквальным образом воплотили в жизнь выражение «сверкать трусами», энергично демонстрируя публике искрящееся блестками белье. (позже выяснилось, что в финале этих трусов зритель не увидит). Однако столь легкомысленная атмосфера держалась недолго. Она мигом испарилась, стоило появиться певице из Ростова Еве Ривас, представляющей Армению. Вместе с Евой сцену делили Дживан Гаспарян и огромная абрикосовая косточка, которой и была посвящена песня. Стоит отметить ювелирную работу оператора, с точностью выбиравшего планы: сначала камера показала знаменитого дудукиста Гаспаряна (2 секунды), затем— крупный план евиного бюста (2 секунды). На фоне кавказской красавицы шевелились несколько человек, одетых армянскими пейзанами — в шелка и парчу. Памятуя славную традицию конкурса, зал в напряжении ждал, когда же из косточки выскочит скрипач, но вместо него оттуда медленно, повинуясь пению Евы, вырос кустарник. Вообще песня про косточку вышла очень мощной, что подчеркивалось вырывающимися отовсюду языками пламени. Наступила очередь Израиля, честь которого защищал миловидный юноша Арель Скаат. Протяжную песню с немудрящим названием «Слова», в которой слышалась нешуточная сердечная боль, он исполнил под аккомпанемент рояля, не сдвинувшись со своего места. Не только красивые глаза, но и действительно хороший голос помогли Арелю выйти в финал. Дания, Швейцария, Швеция, Азербайджан Датский дуэт Чани & N’Evergreen сделал явную ставку на победителей «Евровидения» 1974 года группу ABBA. Задорный поп Кристины Чани и Томаса Невергрина, облаченного в мундир, сильно напоминал один из шведских хитов. Датчане разыграли на сцене целую драму, изображая разлученных возлюбленных, соединиться которым сначала мешала ширма посреди сцены, потом загадочный механизм, который развез их по разным углам. Но Кристина и Томас мужественно преодолели эти невзгоды и закончили номер в позе памятника рабочему и колхознице. На поддержку бодрости духа бросился швейцарский исполнитель Михаель ван дер Хейде с проникновенной песней «Золотой дождь». Для полноты образа Михаель был одет в золотой же костюм, а на искусственном ветру в самые эпические моменты развевался его золотой галстук. Сам ван дер Хейде тоже слегка извивался, но настоящего танца решительно избегал. Дождь, обещанный в песне на французском языке, тоже отсутствовал, зато в дальнем углу какой-то гражданин играл на балалайке. Анна Бергендаль, как и положено шведской певице, оказалась приятной белокурой девушкой, одетой в белое платье и красные кеды. Песню «Это моя жизнь» она вышла петь с акустической гитарой, казавшейся слишком огромной в сравнении с хрупкой фигурой Анны. Так и осталось загадкой, куда же в середине выступления вдруг исчез этот массивный инструмент, позволив Анне размахивать руками для создания драматического эффекта. Гитара так больше и не появилась, а Анна, в свою очередь, не появится в финале. Азербайджанская артистка Сафура произвела не столь уютное, но гораздо более сильное впечатление. Ее восхождение к финалу началось с героического спуска с лестницы посреди сцены— девушке, одетой в платье с длиннейшим шлейфом и в туфлях на шпильках, нелегко было проделать этот путь до первой ступеньки. В помощь Сафуре был отряжен специальный представительный мужчина, поддерживавший ее под руку и немедленно скрывшийся, когда певица достигла пола. Его сменил похожий на Джорджа Майкла танцор, принявшийся художественно метаться вокруг Сафуры. Она и сама не стояла на месте, устраивая целые пробежки, во время которых умудрялась еще и петь, ни разу не сфальшивив и не сбившись с дыхания. Украина, Нидерланды, Румыния Представлявшая Украину певица с мужским именем Алеша, сбросив с себя готическую накидку с пространным капюшоном, оказалась похожей на Аврил Лавин девушку в розовом платье. Под сверкание прожекторов, щедро подведенных карандашом глаз и мощные гитарные рифы Алеша (а на самом деле попросту Алена) исполнила душещипательную песню «Люди добрые»— что-то про неравнодушное отношение к детям. В каком бы виде искусства, спорта или иной человеческой деятельности ни выступали жители Амстердама, шутки в их адрес преимущественно весьма предсказуемы. Но когда на сцене появилась огромная мигающая лампочками шарманка в сопровождении сухопарой клоунессы и пожилого клоуна с голыми коленками, мысли сами собой повернули в сторону особенностей наркотического законодательства Нидерландов. Так и осталось непонятным, на что рассчитывала певица Синеке, напевая в этой компании веселый мотивчик «Шалали, шалала», который отлично подошел бы для закусочной. Но, как оказалось, не для финала. Паула Селинг в кожаных штанах и ее бородатый компаньон Ови из Румынии начали выступление, сидя лицом друг к другу за клавиатурой прозрачного сдвоенного рояля. Очевидно, именно необычайный вид инструмента должен был сыграть важную роль в выигрыше румын, поэтому они не желали покидать своих мест, пока Паула внезапно не перешла с громкого пения— надо сказать, довольно заурядного— на настоящее колоратурное сопрано. Взяв невозможно высокие для «Евровидения» ноты, Паула вместе с другом Ови немедленно вскочила, и они закончили песню, бодро фланируя по сцене. Словения, Ирландия, Болгария, Кипр Словенский ансамбль песни и пляски «А-ль Рока Злиндра и Каламари» (то есть кальмары) погрузил зал в атмосферу удалого корпоратива. На сцене под фолк-рок бесновалось полдюжины человек: кто с гитарой, кто с баяном, а кто с контрабасом. Главными действующими лицами были кудрявый мужчина в «арафатке», отвечавший за рок, и девушка в цветастой национальной шали и черном фартуке, отвечавшая за все остальное. Следующий номер был анонсирован с особой помпой. У ирландки Ниам Кавана уже висит в гостиной один диплом победительницы «Евровидения» за 1993 год. Поэтому рыжую певицу в длинном фиолетовом платье встречали особо продолжительными аплодисментами, и держалась она на сцене прямо и с достоинством, немного снисходительно улыбаясь в зал. Хотя в целом песня в эпическом стиле Игоря Крутого не произвела никакого впечатления. Похожий на своего соотечественника Азиса болгарец Миро будто бы вынырнул из первого полуфинала. Подмигивая камере под попсовый хаус, он демонстрировал несложную хореографию в обществе крылатых женщин и полуобнаженных мужчин, потряхивая щеточкой налаченных волос. После него Джон Лилигрин и «Островитяне», представлявшие Кипр, выглядели настоящими профессионалами от музыки. Джон в простой рубашке и джинсах пел под гитару очень зажигательную балладу, а сопровождавшие его «островитяне» светились искренним удовольствием, аккомпанируя солисту на рояле, настоящей ударной установке или просто зажигательно подпевая. Хорватия, Грузия, Турция Когда сцена вновь осветилась, изумленному взгляду зрителей предстали три хорватские девицы в мини-юбках и плащах. Сверкание мерно покачивавшихся в их ушах шести сережек, рождающих мысли о театральных люстрах, могло заставить зажмуриться кого угодно. Первые две певицы завели немного жалобную песню, однако третья моментально рассеяла меланхолию, энергично тряхнув сережками. Вся троица пустилась в пляс, призвав на подмогу еще двух представительниц прекрасного пола, одетых, правда, далеко не так роскошно. Номер три подруги закончили в обрамлении большого красного сердца. Грузинская певица София Нижарадзе вышла босиком, зато в красном платье, и в целом не избегала ассоциаций с оперной цыганкой Кармен. Призывая сиять (песня называлась Shine), она закружилась в вихре из мужчин в белых костюмах с георгиевскими крестиками на стоячих воротничках. Между делом София не забывала подмигивать камере— мол, голосуйте за меня. Отказать босоногой грузинке было решительно нельзя, и мы увидим ее в финале. Кстати, Нижарадзе— одна из фавориток зрителей, если судить по тому, сколько человек за время ожидания «Евровидения» набрали ее имя в Google и сколько раз пользователи просмотрели ее видео. В финале, впрочем, ей придется потягаться с молоденькой немкой Леной Майер-Ландрут, которой за выступление в финале бороться не пришлось (по правилам конкурса) и чью песенку Satellite уже сейчас распевают в Европе. Заключительный номер стал приятной неожиданностью для привыкшего к череде прелестниц и утонченных мужчин зрителя. Турецкий коллектив «Манга» обдал зал мощными аккордами симфонического металла, а одетый в черное солист запел в торжественном миноре, показывая козу затянутой в перчатку рукой. Позади механически двигался робот, похожий на участника группы Daft Punk, полировавший сам себя, а под конец, разоблачившись, оказавшийся девушкой с розовыми волосами. В результате голосования в финал вышла великолепная десятка: Грузия, Украина, Турция, Израиль, Ирландия, Кипр, Азербайджан, Румыния, Армения и Дания. Трансляция из Осло пройдет 29 мая.
|