В Сочи завершился 22-й фестиваль «Кинотавр»: в последний день руководство фестиваля обсудило плачевный уровень дебютов, а жюри отдало главный приз «невозможному кино».
Днем главной темой финального брифинга, где на
вопросы отвечали президент фестиваля Александр Роднянский, директор
фестиваля Елена Лапина и программный директор Ситора Алиева, стало
попадание в конкурс фильмов, которые не только многим показались крайне
слабыми, но к тому же содержали в титрах фамилии режиссеров, чьи
семейные связи могли стать причиной попадания в программу. Поводом
поговорить о низком уровне дебютов стали фильмы «Летит» Игоря Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова (сыновей бывшего министра культуры Михаила Швыдкого и кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова) и «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили, который приходится зятем Никите Михалкову. К
ответу на непростой вопрос подключилась модератор брифинга и всех
пресс-конференций кинофестиваля кинокритик Виктория Белопольская: как
член отборочной комиссии, она поделилась соображением, что отбор фильмов
на «Кинотавр» –
это не демонстрация вкуса отборщика, а попытка составить объективную
картину состояния российского кино на текущий момент. Ситора
Алиева также не стала защищать фильмы, сказав, что фестиваль
последовательно старается включить в программу максимальное количество
дебютов, а эти хотя бы профессионально сняты: то, из чего приходилось
выбирать, было еще хуже. Главным
же вопросом всего дня и фестиваля была задача распределения призов,
перед которой стояло жюри во главе с Александром Миндадзе. С одной
стороны, в конкурсе было много жанрового кино, в том числе хорошо
принятая криминальная комедия «Бабло» Константина Буслова. С другой — «Охотник» Бакура Бакурадзе, не легкий для зрителя участник «Особого взгляда» в Канне, и еще более сурово бьющий по смотрящим психотриллер Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной «Портрет в сумерках». Где-то между ними оказались лирическая комедия «Мой папа Барышников», перенесенная на экран комедия про театральные гастроли «Упражнения в прекрасном», двадцать лет назад снятое «Безразличие» Олега Флянгольца и лирическая баллада про Одессу 1950-х «Огни притона» Александра Гордона. Высказывалось мнение, что жюри может выступить с программным заявлением в пользу авторского кино и наградить главным призом «Охотника». Интересным вариантом был бы «Портрет
в сумерках», с которого первые двадцать минут порываешься уйти, решив,
что это мир Сергея Лозницы глазами женщины, но по окончании фильм, при
всех недостатках, представляется самым интересным, умно
срежиссированным, убедительно снятым (на две фотокамеры) и сыгранным (соавтором сценария Ольгой Дыховичной и бывшим сотрудником милиции Сергеем Борисовым) в конкурсе. Выбор жюри — «Безразличие»
— удивил многих, но это тоже программное заявление и оно было озвучено
со сцены: Александр Миндадзе сотоварищи решили наградить такое кино,
которое сегодня невозможно. То есть наивную по форме (стилизация под «новую
волну», анимационные вставки, молодые Баширов и Бондарчук, компьютерная
собачка смешно бегает) и содержанию картину, которая снималась двадцать
лет назад и дошла до экрана только благодаря энтузиазму создателей. «Охотнику» достались призы за режиссуру, слон гильдии кинокритиков (ее
президент Виктор Матизен обещал, что в последний раз поднимается на эту
сцену в этом качестве) и награда за женскую роль, сыгранную Татьяной
Шаповаловой. Спецприз жюри за женскую роль дали Оксане Фандере — за
бандершу Маму Любу из «Огней
притона». Пожалуй, справедливо и логично было бы поменять два последних
пункта местами. Лучшей мужской ролью назвали актера-балагура
Константина Юшкевича из «Упражнений
в прекрасном». Он же с друзьями и соавторами Гошей Куценко и Виктором
Шамировым принимали приз имени Григория Горина за сценарий «Упражнений». Музыку Александра Маноцкова к фильму «Мой папа Барышников» отметили призом имени Микаэла Таривердиева. За операторскую работу наградили «Портрет
в сумерках». Это можно было угадать — член жюри оператор Павел
Костомаров тоже любит экспериментировать с непрофессиональной техникой и
мог отметить результат, достигнутый двумя фотоаппаратами Mark II. «Бабло» Константина Буслова стало лучшим дебютом. Приз за режиссера вышел получать Сергей Сельянов (он же выходил за наградами «Охотника»),
который отметил справедливость своего присутствия на сцене в этой
ситуации: ведь на первом фильме автора продюсер рискует сильнее. Таким
образом, жюри поощрило удачные начинания в жанре, указав на то, что его
коллективному разуму ближе фильмы «родом из детства», когда «кино развивалось по законам искусства, а не коммерции».
|