В прокате «Самый лучший фильм 3-Дэ» — очередная порция пародий на недавние российские блокбастеры от «Книги мастеров» до «Предстояния», выявившая очередную проблему российского кино.
В канун вручения премии «Самый лучший фильм» теневой пиратский король Виктор Палыч (Александр
Балуев) реализует самый амбициозный в своей преступной карьере замысел:
выкрадывает коробки с семью лучшими русскими картинами. Беда в том, что
доставить пленки (отпечатанные в одном экземпляре) на копировальный заводик он доверяет курьеру Максу (Гарик
Харламов) — юноше милому, но чересчур усердному в своей любви к
кино. Первым делом Максим и его друг Саня случайно сшибают на машине
блондинку и прикапывают ее в лесочке, как во втором «Убить Билла». А затем, не проку ради, но из чисто киноведческого желания процитировать «Взрыватель» со Сталлоне, сжигают машину с пленками. Теперь Макс (чья
бородка и негасимая уверенность в собственной гениальности
позаимствованы, кажется, у колоритного Юрия Грымова) должен за копейки
в три дня переснять семь хитов российского кинематографа. Финансовые затруднения героя едва ли были близки авторам проекта, где в каждом кадре чувствуется приятный аромат вложенных денег (при том что и первые две части в визуальном отношении не выглядят нищебродским артхаусом). Машинки, скажем, летают над Тверской ничуть не менее плавно, чем в «Черной молнии». Да
и немолодой актер Валентин Смирницкий, сыгравший коррумпированного гея,
хотелось бы верить, имел достаточную коммерческую мотивацию, чтобы
пошутить в кадре: «Я
в глубокой жопе, и первый раз в жизни мне это неприятно». Кроме
того, лента пополнила каталог сформировавшегося за последний год
причудливого микрожанра, который называется «первый российский фильм в 3D» (образцов можно насчитать штук пять). Причем в отличие от какого-нибудь «Темного
мира» трехмерность происходящего здесь не исчерпывается одними
только бесприютно плавающими перед экраном заглавными титрами. В первом же эпизоде в зал вполне натурально лезет, превращаясь в оборотня и истекая почти осязаемой слюною, страшный Ленин. И,
наконец, когда авторы отмечают, что в третьей картине в отличие от
предыдущих есть сюжет, они не так что бы горячатся и приукрашивают. Общая идея, понятно, на кротком голубом глазу позаимствована из «Перемотки» Мишеля Гондри. Однако у «СЛФ
3-Дэ» и впрямь имеются не только завязка, кульминация и финал, но
и одна концептуально свежая идея. А именно — что было бы, кабы
взять да и сжечь все отечественные хиты, вышедшие в прокат за последнее
время. Функции пародийной эпопеи «Самый
лучший фильм» бесхитростны, и наиболее полезная из них —
сконцентрированная в полтора часа инвентаризация достижений нового
русского кино. Результаты ее неутешительны. Не будь на свете «Адмирала», «Тараса Бульбы» и «Книги мастеров», духовная жизнь отечественного зрителя едва ли оскудела бы безвозвратно. Ведь
всякому пародисту есть где разгуляться при наличии достаточно
самобытного исходного материала, будь то Жириновский, Людмила Гурченко
или хоррор «Крик».
Но большинство прошлогодних русских блокбастеров подобной живостью не
располагают и яркими сценами, которые впечатывались бы в память и легко
считывались в процессе глумления над ними, не богаты. На «Предстоянии» и «Стилягах», положим, есть где сморгнуть глазу, и создатели не без удовольствия обыгрывают эпохальное «Покажи
сиськи», а во вставном музыкальном номере артисты Ефремов и
Семчев вдохновенно выводят комические поп-куплеты, болтаясь рядышком на
виселице. Но прочие дружеские шаржи определенно давались сценаристам в
творческих родовых муках. В итоге скромным градусом юмористического накала картина напоминает поздние сезоны шоу «Городок»,
когда богатство съемки и матерый артистизм исполнителей призваны
компенсировать тупость обыгрываемой шутки из разряда «у вас спина белая». Таким образом, из «Тараса
Бульбы» на безрыбье выковыривается сцена с написанием казаками
известного письма султану. Но потому лишь, что она неплохо всем знакома
по репродукциям картины Репина, а в фильме Бортко озвучена словом «срака». В «Адмирале»
как будто было где покуражиться и воспроизвести, допустим, памятный
эпизод с медицинской операцией, в процессе которой персонаж Безрукова
делается безногим. Но авторы обходятся нейтральными нюнями адмирала и
его возлюбленной, которая, правда, тут же получает массивным деревянным
крестом по красивой голове. Героиню Екатерины Кузнецовой по сюжету вырубают увесистыми предметами раз пять, после чего она все забывает (кроме почему-то рекордных сборов «Аватара»). Похожая
амнезия приключается и с вами спустя час-другой после окончания
просмотра — так, откладывается в подкорке некое бактериальное
мельтешение, ась, кого позвать. «СЛФ
3-Дэ», как и пародируемые в нем фильмы, оглушает аудиторию до
беспамятства не молотом, но пыльным мешком. Вломить зрителю чем-нибудь
тяжелым умеет разве только Балабанов, но в суверенную творческую
кочегарку Алексея Октябриновича резиденты «Comedy Club» не суются и правильно, видимо, делают.
|