В прокат выходит «Неизвестный» с Лиамом Нисоном — конспирологический детектив об амнезии, развязка которого удивит даже знатока триллеров.
Доктор Мартин Харрис (Лиам Нисон) с супругой Элизабет (Дженьюари Джонс, известная по роли Бэтти Дрейпер в «Безумцах»)
приезжает в Берлин на биологический конгресс. Все с ходу идет
наперекосяк: Элизабет нервничает из-за того, что в отеле их
отказываются селить в забронированный номер, а Мартин не может найти в
багаже кейс с документами. Поймав такси, герой бросается в аэропорт и
попадает в аварию. Очнувшись в больнице после четырехдневной комы,
Харрис обнаруживает, что его отсутствие никого не взволновало. Более
того, Элизабет при встрече удивленно бросает «Мы знакомы?» и представляет ошарашенного героя своему мужу – Мартину Харрису. «Неизвестный» определенно находится в родственных отношениях со спродюсированной Люком Бессоном «Заложницей» Пьера Мореля. Там
герой Нисона поднимает на уши Париж, чтобы отыскать похищенную дочь,
здесь — Берлин, чтобы вернуть украденную идентичность. Но если «Заложница» скорее сестра «Неизвестного», то его отец, конечно, – «Неистовый»
Романа Полански, в котором американский кардиолог, пожаловавший во
Францию на медицинскую конференцию, тщетно ищет потерявшуюся жену.
Однако количество кинематографических подражаний и аллюзий в «Неизвестном»
— не повод брезговать этим фильмом. Бывший рекламщик Жауме Коллет-Серра
сочетает мастеровитость со свежестью взгляда: мало того что в жанре
триллера он чувствует себя как рыба в воде, – он обладает еще и
приятным умением удивлять, что доказал еще его дебют «Дитя тьмы», перевернувший с ног на голову страшилку о дьявольском ребенке. В «Неизвестном»
Коллет-Серра исполнил похожий трюк: взял за основу избитый сюжет с
амнезией, и в результате предъявляет твист, затейливости которого
позавидовали бы и Дэвид Финчер, и Найт Шьямалан. Конечно,
сама история — заслуга не вполне режиссерская: фильм снят по рассказу
француза Дидье ван Ковелера. Однако точность, с которой Коллет-Серра
отмеряет время и нагнетает ожидание перед тем, как вытащить из рукава
очередной козырь (а
их у него, поверьте, целая колода), – уже исключительно его личное
достижение. Детали этого детективного конструктора подогнаны так ловко,
что, прокручивая в голове фильм снова и снова, вы не заметите ни
стыков, ни шероховатостей. И, что удивительно, совершенно
фантастический рассказ с генетическими чудесами, арабскими шейхами,
погонями и перестрелками аккуратно вписан в окружающую реальность. Прилежный
ученик Полански и Хичкока, Коллет-Серра ткет параноидальную паутину
прямо из будничного воздуха большого города, где кто-то из толпы
обязательно сверлит тебя взглядом, кто-то начинает звонить по телефону,
чьи-то шаги настигают в переходе метро. Как продукт типично европейский, «Неизвестный»
не только боевик, детектив и психологический триллер, но и немного
социальная драма. В расследовании герою Нисона помогает нелегалка из
Боснии (Диана
Крюгер), которая живет в трущобах и в минуту откровенности показывает
кривые расчеты: работая день и ночь, она скопила 2000 евро, и нужно еще
столько же, чтобы купить паспорт. А бывший сотрудник «Штази» Юрген (его играет Бруно Ганц, ангел из «Неба
над Берлином») проводит параллель между судьбой Харриса и исторической
амнезией: Германия точно так же вычеркнула из памяти свое прошлое. Тот
же Юрген отвечает в фильме за юмор: «Махорка убила больше русских, чем Сталин», – со знанием дела рассказывает он. А вот его авторитетное мнение об автомобиле «Волга» – это то, что, право, лучше слышать своими ушами.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2011/02/18/a_3530430.shtml
|