Первый фильм серии "Пираты Карибского моря" вышел в
прокат в 2003 году. Идея картины с самого начала казалась сомнительной:
авторы сценария в качестве отправной точки использовали один из
аттракционов диснеевских парков. Тем не менее, режиссеру Гору Вербински
удалось нащупать верный курс, и лента получилась вполне удачной. Фильм
получил приличные отзывы критиков и собрал в прокате более 650
миллионов долларов (при бюджете в 140 миллионов). Разумеется, за
первыми "Пиратами" довольно быстро последовали сиквелы.
Первое продолжение, "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца",
выпустили на экраны в 2006 году. Третий фильм, "Пираты Карибского моря:
На краю света", представили зрителям в 2007 году. Сборы всех трех лент
оставались высокими (всего "Пираты" заработали в мировом прокате около
2,7 миллиарда долларов), но и затраты на производство каждой новой
серии росли. Кроме того, отношение критиков к франшизе становилось все
более агрессивным. Для сравнения, на сайте Metacritic рейтинги трех фильмов - 63, 53 и 50, на ресурсе Rotten Tomatoes - 78, 54 и 45.
В общем, к четвертым "Пиратам" стало понятно, что пора что-то менять. В
результате новая лента, получившая подзаголовок "На странных берегах"
("On Stranger Tides"), стала во многом первой. Это первая картина
франшизы, снятая в формате 3D. Кроме того, это первая серия, в которой
не заняты актеры Орландо Блум и Кира Найтли. И, наконец, это первые
"Пираты", над которыми Гор Вербински не работал в качестве режиссера.
На этом посту его сменил Роб Маршалл, известный по фильмам "Мемуары
гейши" и "Чикаго".
Российская премьера фильма "На странных
берегах" запланирована на среду, 18 мая. До 15 мая включительно
прокатчики просили о новых "Пиратах" не писать - видимо, чтобы секреты
сюжета не раскрылись перед зрителями раньше времени. Правда, главный
секрет заключается в том, что внятного сюжета в фильме нет. История,
рассказанная в полнометражной картине, в целом соответствует
десятиминутной серии "Тома и Джерри". Сравнивать "Пиратов" лучше с
каким-нибудь из выпусков, в котором к мышонку и коту присоединяется еще
и бульдог Спайк. Дело в том, что в фильме Маршалла речь идет о
противоборстве не двух, а трех сторон. За право воспользоваться
Источником вечной молодости сражаются какие-то довольно абстрактные
испанцы, британцы под предводительством Барбоссы (Джеффри Раш), а также
величайший пират всех времен Черная Борода (Иэн Макшейн) и его дочь
Анжелика (Пенелопа Крус). К последним по ряду причин присоединяется и
Джек Воробей (Джонни Депп). На протяжении всего фильма
вышеперечисленные швыряют друг в друга кокосовые орехи и другие твердые
предметы, размахивают оказавшимся под рукой оружием и преодолевают
различные ландшафтные препятствия. То есть делают именно то, чем
традиционно занимаются Том, Джерри и Спайк.
Кроме того, Макшейн время от времени угрожающе смеется, Крус
изображает роковую женщину, а Депп много и самозабвенно кривляется. От
Джонни, впрочем, другого и не ждут. Это, кажется, тот случай, когда
актер сросся с ролью, он по-другому уже не умеет. Проблема заключается
в том, что проклятье Джонни пало и на Раша. Джеффри насмотрелся на
младшего коллегу и теперь старательно корчит рожи и паясничает - смешит
зрителей. К сожалению, веселее от этого не становится.
В отсутствие героев Блума и Найтли за романтическую линию
отвечают два новых персонажа - молодой проповедник (Сэм Клафлин) и
русалка (Астрид Берже-Фрисби). Правда, этот сюжетный ход не получает
развития и вообще, кажется, ведет в тупик. Кроме того, в роли отца
Джека Воробья в новых "Пиратах" опять снялся гитарист The Rolling
Stones Кит Ричардс. Его присутствие в фильме можно было бы расценивать
как плюс, однако в кадре музыкант появляется всего секунд на 20.
Впрочем, в случае с "Пиратами" актеры - это
дело десятое, главное - трюки и спецэффекты. Их предостаточно, и в
целом они довольно качественные. Есть сложный акробатический номер в
стенах королевского дворца, погоня по улицам Лондона, побоище у
Источника вечной молодости, а также сражение с русалками. (Хвостатых
женщин, видимо, скрестили с Человеком-пауком - как еще можно объяснить
тот факт, что русалки умеют запускать из ладоней струи клейкой
паутины?) При этом ни один из перечисленных эпизодов не может
сравниться по масштабности и зрелищности со сценой с Кракеном из вторых
"Пиратов". И это при том, что лента "Пираты Карибского моря: Сундук
мертвеца" вышла в прокат пять лет назад. Но в целом жаловаться глупо:
спецэффекты - это лучшее, что есть в фильме Маршалла.
Четвертые "Пираты Карибского моря" в конечном итоге оказываются
возвращением к корням. Это даже не фильм, а аттракцион. Посмотреть
картину Маршалла - все равно что прокатиться на "Американских горках".
Первая поездка продолжительностью в пару минут вызывает радость. Сразу
хочется попробовать еще. Второй круг оказывается менее увлекательным.
Во время третьего заезда укачивает. На четвертый раз уже, извините,
тошнит. Возможно, даже не в самом аттракционе проблема - просто так у
человека вестибулярный аппарат устроен. Так вот, фильм Маршалла - это
как сеанс катания на каруселях продолжительностью в два с лишним часа.
Может, это и было бы весело, если бы так не утомляло.
Сергей Оболонков
|