В прокат выходит «Знакомство
с Факерами-2» — синефильская экскурсия по лучшим ролям
Роберта де Ниро, которая притворяется сортирной семейной комедией.
Победив сердечный приступ, вогнав два оголенных электрических провода в грудь, отставной силовик Джек Бернс (Роберт
де Ниро) понимает, что он не вечен и что в следующий раз разряда может
и не хватить. По мнению Джека, семья призвана быть не разлапистым
кустом, норовящим без присмотра мутировать в не помнящий родства
репейник, но дубом с толстеньким стволом, к которому прочие семейные
ветки должны испытывать если не любовь, то неизбежную привязанность.
Разумеется, этим самым стволом приходится стать его зятю Грегу (Бен Стиллер). За
десять лет он успел стать отцом двух близняшек и старшим медбратом в
своей клинике, но так и не обрел решимости, приветствуемой в мире
мужчин. В итоге пошедшая в деда
дочь смотрит на него как на вошь, а на работе вьется, сужая круги,
представительница фармацевтической компании (Джессика Альба), готовая на все, лишь бы Грег в порядке халтуры взялся рекламировать новый препарат для повышения потенции. Сразу
отметим, что по концентрации телесного юмора третья часть уступает двум
предыдущим, но будьте готовы: вас ожидает чувственный катарсис,
сопровождаемый словами «попа должна раскрыться, как цветок лотоса», и инъекция, которую герой Стиллера делает герою де Ниро («у тебя руки холодные»), чтобы избавить того от опасной для здоровья разгулявшейся четырехчасовой эрекции. Впрочем,
даже в эти моменты чувства неловкости ввиду чужого публичного позора,
которое знакомо пассажирам полных попрошайками дневных электричек, как
ни странно, не возникает. В конце концов, «Знакомство
с Факерами-2» знаменует десятилетие работы де Ниро в комическом
жанре, и неустанный старый клоун имеет полное право, когда требуется,
извлекать из профессиональных закромов акулью улыбку, отработанную им в «Однажды в Америке», как слесарь ключ 9х12. В «Знакомстве
с Факерами-2» артисту приходится залезать в свой покоцанный
латунный чемоданчик с лицедейскими инструментами как никогда часто.
Постановщик Пол Уайц, поумневший со времен дебютного «Американского пирога» (и, как водится, не ставший от этого ума счастливее: его искусная «История одного вампира» провалилась, а продюсеры «Факеров»
едва не уволили Уайца за недостаточно скабрезный подход к делу),
проволакивает голливудскую икону через главные пункты его фильмографии. Когда он обрушивается в детский бассейн с мячиками Джеком Ла Моттой из «Бешеного быка», а выныривает уже отморозком Максом из «Мыса страха», истинные чувства его зарыты глубоко в морщинах. Однако
нетрудно себе представить, как режиссер в этот момент светился от
радости, будто бертоновский Эд Вуд, заманивший на площадку
сторчавшегося Дракулу-Лугоши. Перетряхивая классику, Уайц воспроизводит ее в кадре не на правах прямой цитаты или пародии (для чего большого таланта не требуется), но в виде сделанных со священным трепетом оммажей. В зарисовке из «Крестного отца» образ молодого Вито Корлеоне под немигающим присмотром старшего товарища примеряет на себя Стиллер. Понятно,
что недовольные продюсеры по-своему правы и формат этой картины —
не самый очевидный сосуд для приготовления синефильской настойки на
бруньках золотого фильмофонда. Но
можно ведь теоретически вообразить пытливого юного зрителя, который
учует неладное в перепалке двух дедов у строительного котлована. А
затем слазит, предположим, на imdb и узнает, при каких сюжетных
обстоятельствах расстались, чтобы странно встретиться 37 лет спустя,
Роберт де Ниро и Харви Кейтель в «Злых улицах». При таком исходе у семейной комедии «Знакомство с Факерами-2» окажутся две просветительские функции, а не одна, как обычно, — поди плохо.
|