РИА Новости. Концепция реформы российской цирковой
системы, размещенная на сайте Минкультуры в середине января,
предполагает увеличение государственных дотаций в эту область
искусства, но не содержит конкретных предложений по выходу из
творческого и экономического кризиса, считает директор, художественный
руководитель Большого московского цирка на проспекте Вернадского Леонид
Костюк.
Еще в январе 2010 года Минкультуры заявило о том, что готовит
кардинальную реформу всей российской цирковой системы - как
имущественную, так и административную. В ее проекте прописано, что
Росгосцирк как система управления всеми цирками страны и распределения
госфинансирования продолжит осуществлять свою деятельность, но
региональным циркам будет предоставлена большая финансовая и творческая
самостоятельность. Разработчики концепции признали важной необходимость
выделения денег из госбюджета на реставрацию зданий региональных
цирков, многие из которых находятся в аварийном состоянии.
"Я не увидел в концепции конкретных предложений для выхода из
кризиса - сплошные лозунги и общие идеи. Единственное, что сразу
бросается в глаза - это такой посыл: многие цирки нужно ремонтировать,
поэтому дайте нам побольше бюджетных денег", - сказал Костюк.
Он отметил, что аварийное состояние зданий региональных цирков - это
только одна беда российского цирка. Но есть и другая - неэффективность
работы действующей системы управления этой отраслью, а отсюда -
экономический и творческий кризис. По словам Костюка, главный минус
концепции в том, что в ней как раз и не прописаны рычаги, с помощью
которых будет реформироваться российская цирковая система.
"Провозгласить идею легко, а как воплощать ее в жизнь - вот что
самое главное. Я не увидел в концепции реформы конкретных предложений,
которые гарантировали бы, что государство выделит деньги на ремонты
цирков, а через 10-15 лет они будут в состоянии зарабатывать сами и
приносить прибыль", - пояснил собеседник агентства.
Леонид Костюк рассказал, что, к сожалению, его не привлекали к
разработке концепции реформы, а у него есть несколько интересных идей,
которыми он готов поделиться.
По его мнению, беда сегодняшней цирковой системы в ее
централизованности - из Москвы сложно решать проблемы региональных
цирков из-за их удаленности.
Поэтому, считает Костюк, цирковое пространство России можно было бы
поделить на штаты, в каждом из которых небольшие, кустовые цирки
объединились бы вокруг базового, постановочного цирка-студии, где бы
создавались новые программы, номера. В каждом базовом цирке можно
создать целую постановочную группу с главным режиссером,
балетмейстером, тренерами, режиссерами отдельных номеров.
"Постановочные цирки будут отправлять свои номера в кустовые и
вообще регулировать их деятельность. Затем такие цирковые штаты могут
обмениваться программами. При этом цирковые объединения будут
подчиняться головной общероссийской компании", - пояснил Костюк.
По его мнению, такая система штатов - вполне возможный вариант
развития системы, потому что в каждом регионе найдется базовый цирк с
сильным уважаемым руководителем. Кроме того, отметил собеседник, легче
будет следить за расходованием выделяемых бюджетных средств. Деньги
будут поступать в базовый цирк, а оттуда распределяться по кустовым в
зависимости от их нужд. Контролировать этот процесс смогут и базовый
цирк, и центральная компания, и министерство культуры.
"К тому же появится здоровая конкуренция между цирковыми
объединениями. Они смогут торговать своими номерами. И понятно, что
плохие аттракционы, наш цирк, например, покупать не будет. Появится
стимул для творчества", - добавил Костюк.
Обсуждение реформы планируется завершить в марте, а затем вынести ее на обсуждение в правительство.
|