Комик-труппа «Маски», чей одноименный телесериал в 90-х пользовался безумной популярностью, отпраздновала 25-летний юбилей. Дипломированный архитектор Георгий Делиев и атомный энергетик Борис Барский, а также Саша Постоленко, Наталья Бузько, Игорь Малахов, Владимир Комаров и Миша Волошин, создавая в 1984 году при Одесской филармонии ансамбль пантомимы и клоунады, даже представить не могли, каким брендом будут их «Маски». Телепроект гремел несколько лет, а потом дефолт 1998 года… Правда, тогда ребята еще успели продать российскому телеканалу сериал «Маски в тюрьме». «Но это был последний сериал, который ТВ приобрело целиком, — рассказал нам Борис Барский. — В России мы стали гастарбайтерами и никто не хотел договариваться о покупке сразу всех серий. А нам без такого договора никто из инвесторов не собирался давать денег». По словам Георгия Делиева, российское ТВ начало либо создавать свои проекты, либо покупать что подешевле за границей. «А в Украине таких денег отродясь не было, ведь у нас только одна серия обходилась в десятки тысяч долларов, — говорит Делиев. — И нашим «Маскам» вдруг поставили диагноз — неформат. Нам предлагали снимать что-то подешевле, типа «Скрытой камеры». Но это не наш уровень. Попытки вновь раскрутить шоу были, мы и до 2006-го снимали новые серии, но многие из них так нигде и не засветились». Некоторые все же выходили на ТВ, их и сейчас можно увидеть в повторе. Впрочем, ребята, как выразился Барский, понимают, что «под лежачий камень портвейн не течет», поэтому работают над другими проектами: пишут сценарии к фильмам, снимаются как актеры, занимаются музыкой и руководят собственным театром в Одессе — «Дом клоунов».
КТО ЕСТЬ КТО В «МАСКАХ»
Георгий Делиев, 49 лет. Все 25 лет — художественный руководитель комик-труппы «Маски», работающей в жанрах: пантомима, клоунада и эксцентрика. Кроме того, Георгий — актер, сценарист, композитор, художник, гитарист и вокалист рок-группы «Мастер-класс» (поп-рок). Недавно получил звание «Народный артист Украины» и закончил съемки в картине Киры Муратовой «Мелодия для шарманки».
Борис Барский, 50 лет. Снялся во всех 80 сериях «Маски-шоу» и в нескольких фильмах («Семь дней с русской красавицей», «Между первой и второй»). Играет ведущие роли в одесском театре «Дом клоунов», регулярно выпускает сборники поэзии («Лиризмы», «Бальзам для мозгов»). Гордится званием «Старый дурак», которое ему дали в Международной академии дураков. Недавно Ющенко сделал его «народным».
Михаил Волошин, 50 лет. В «Масках» с 1985 года, где сыграл множество ролей: узбека, японца, капитана, депутата, проводника, директора парка, фашиста, партизана, шахтера и даже старушку. Пишет короткие сценарии и рассказы, стихотворения и песни. А еще коллекционирует старые фильмы и музыку различных стилей (джаз, диско, арт-рок, трип-хоп). А в первый раз комик стал отцом только в 36 лет.
Игорь Малахов, 50 лет. В отличие от своих коллег по комик-труппе, Игорь сыграл только в картине «Семь дней с русской красавицей» в 1996 году, но он — бессменный актер всех выпусков «Маски-шоу». Зрителям запомнился как галантный любовник и лирический интеллигент. Мало кто знает, что что в свободное от гастролей время Малахов разводит орхидеи, а еще обожает рыбок.
Эвелина Бледанс, 40 лет. Всенародную любовь и известность Эвелине принесла роль медсестры в телесериале «Маски-шоу», в котором она появлялась в разные годы. С легкой руки Делиева Бледанс стала секс-символом в белом халате, что помогло ей быстрее покорить Москву, где она последние несколько лет живет с супругом и сыном. В России Эвелина снимается в фильмах («Гитлер капут!», «Платон»), играет в театре и ведет шоу «Все по-нашему!» на канале СТС.
Наталья Бузько, 46 лет. Наталья весьма разноплановая актриса. На ее счету роли в художественных фильмах: «Астенический синдром» (премия Берлинского фестиваля «Серебряный медведь»), «Три истории», «Второстепенные люди», «Чеховские мотивы» и другие. Бузько считается одной из любимиц Киры Муратовой — снялась в ее картинах «Настройщик» (2004) и «Мелодия для шарманки» (2009).
Александр Постоленко, 49 лет. Для своих Александр — Пистон, за которым закрепился образ подозрительного старичка, партийного чиновника из-за своей подозрительности попадающего в различные нелепые ситуации. Таким он был в «Масках», таким Постоленко остается и на подмостках их театра в Одессе — «Дом клоунов». О своих хобби Александр говорит кратко: «Увлекаюсь фотографией и незамужними фотомоделями».
Владимир Комаров, 55 лет. Неоднократно уходил и возвращался в комик-труппу «Маски». Но в конце 2002 года Комаров окончательно покинул этот проект и создал комик-дуэт «Одеколон» вместе с Алексеем Агопьяном из «Каламбура». А в 2005 году основал музыкальную группу «Д-ръ БрМенталь», в которой является солистом и по настоящее время. Не упускает случая сняться в кино — «Настройщик», «Прапорщик» и др.
.
«ЧЕГО СТОИТ ПЫШНОГРУДАЯ МЕДСЕСТРА, НАША ГОРДОСТЬ!»
ГЕОРГИЙ ДЕЛИЕВ. Артист рассказал, какие хохмы они пустили в народ, что им вырезала из «Масок» цензура и над чем смеются в Японии и Германии.
— Георгий, о вас с детства за глаза говорили, мол, клоуном будет?
— Нет, мой юмор со временем проявился, когда я в архитектурном учился. Помню, в общежитии устраивали инсталляции из бумаг, которые двигались, когда кто-то дергал за дверь, и пугали народ, прибивали стулья к полу или тапочки, карандаши в стаканчике приклеивали, граффити на стенах рисовали. Это был 82-й год. Такое даже на Западе еще только зарождалось. Я скучаю за тем временем, когда наша компания — я, Барский, Комаров и другие — только становилась. Тогда во всеобщем хаосе можно было протолкнуть кучу безумных проектов без особой цензуры. Тогда же не было и слова «формат». Конечно, какие-то шутки из «Масок» вырезали. Например, по сюжету в воинской части солдат подкачивал танку с бортовым номером ХУ1723 шины. Попросили буквы изменить...
— А сколько юмора из ваших сюжетов пошло в народ...
— Был такой сюжет, когда Барский — он же американец, приехавший в Москву, включает свою навороченную бритву, и в итоге пол-Москвы остается без света. Так, спустя время на экраны вышла реклама шоколада, где электрик чинил лампочку в одной квартире, а свет вырубался у всего города. А наша пышногрудая медсестра чего стоит! Это наша гордость! Которая потом мелькала во всевозможных клипах, фильмах и мужских эротических фантазиях... А когда снимали «Масок» — иностранцев в Москве, так мы на Красной площади вместо первой буквы «Мавзолея» влепили «м», как в «Макдональдсе», которые тогда только-только появлялись. Этот прикол тоже расхватали!
— Благодаря съемкам вы побывали во многих странах, где над чем смеются?
— Снимали в Японии в арендованном ресторане, что местный житель дарит видеокамеру нашему дедушке-ветерану, который ему в благодарность на карте вырезает Курильские острова и отдает. Тот и Дальний Восток попросил, но дед говорит: «Нет, родину не продаем!». Наблюдавший за съемкой японец-директор ресторана хохотал до слез и не взял с нас за аренду ни копейки, еще с собой и саке дал. А вот в Германии не понимают жестокости и тех же пенделей под зад, стрельбы из ружья, как в нашем «Умирающем лебеде». Зато они помешаны на туалетном юморе — это когда клоун справляет нужду на сцене и все, что с этим связано.
БОРИС БАРСКИЙ. Комик признался нам, как шутит с алкоголем, какой образ из «Масок» дался ему с трудом и как смахивает на «особо опасного преступника»
— Борис, столько юморить на сцене...
— Да, ладно, 25: баба — ягодка опять или в 25 негритянка — чернослив опять. Для меня это просто смешная дата. Расцвет! Вот 250 лет будет многовато...
— Надеетесь столько прожить при вашей привычке много курить?
— Зато живу так, как мне хочется, и верю, что смех удлиняет жизнь.
— То есть дома вы тоже в ударе? Знаю, что многие клоуны и комедийные актеры в жизни — зануды...
— Да уж стараюсь влюбить в себя окружающих, быть душкой и лапочкой, но если есть кто-то веселее меня, я не напрягаюсь. Жду момента — перетянуть одеяло. Например, тостик выдать: «Женщина — неоднозначная, красит, к примеру, женщину скромность и платье прозрачное…»
— А как ваша супруга уже столько лет терпит все эти комплименты в адрес других?
— Она знает анекдот, когда супруги идут по улице и муж крутит башкой, не пропуская ни одну красотку. Жена наблюдает за всем этим, а потом и говорит: «Ну-ну, нагуливай аппетит, все равно дома кушать будешь».
— А как на вас влияет алкоголь?
— У меня богатый опыт. С вечера водка не действует — я балагур, но с утра недомогание есть. Мне бывает не до смеха только с похмелья. А люблю крепкие напитки. Водку нужно пить медленно, задумчиво и улыбаясь. Так и делаю. А Жорик любит виски.
— Вам недавно 50 стукнуло, кризис среднего возраста ощущаете?
— Нет, я затормозился в развитии, еще учителя меня называли тугодумом, короче, я — тормоз полный. Как комп бывает зависает, так и я — между 18 и 21 годом. А отмечал юбилей неделю. Были и Бледанс, и Комаров. Хотя, знаете, если одесситу сказать: «Вы часто ходите на море?», он ответит: «А где оно?». Так и мы с ними дружим давно и крепко, но «видимся» чаще по телефону.
— Ностальгируете по временам, когда «Маски» смотрела вся страна?
— Скучаю, ведь тогда мошенники, воры и проходимцы уходили с улиц посмотреть нас или... «Рабыню Изауру», которая в то время была нашим единственным конкурентом. А сейчас, бывает, приезжаешь в другую страну, проходишь паспортный контроль, а молодой парень лет 25-ти смотрит на тебя и не поймет: то ли он тебя где-то раньше видел, то ли ты «морда» из сводок милиции, типа «особо опасный преступник». Тогда говорю ему: «Не напрягайся, ты меня малым в «Масках-шоу» видел».
— Какой образ в «Масках» вам дался тяжелее всего?
— В «Масках в армии» я играл генерала. Не мой типаж. Мне легче маршировать, чем командовать, я ведь сам по себе добрый.
КАК В 90-Е С РЭКЕТОМ ВЫБИВАЛИ СВОИ ГОНОРАРЫ И ПЬЯНЕЛИ ОТ МОЛОКА
Ребята из «Масок» поделились с нами самыми забавными историями, которые с ними приключались на съемках и в жизни. «Мы несколько раз были в Колумбии, жители которой очень похожи на нас, одесситов, — говорит Борис Барский. — Очень любят надурить кого ни попадя, а если не удалось, то признаются: «Пардон, не получилось» и без зазрения совести добавляют: «В следующий раз постараемся». Так вот там мы подружились с парнем по имени Педро и пригласили его с Вовкой Комаровым к нам в отель на ужин. Душевненько посидели, а потом Педро засобирался домой. Встав из-за стола, нацепил мои новенькие туфли, хотя сам пришел в убитых сандалях. Мы ему сделали замечание, а он: «Ой пардон, как я мог так лохануться?!» Переобулся и пошел, но уже у двери говорит: «Давайте адресами обменяемся, будем письма писать». Мы его отправили к нашему столику, где блокнот лежит, чтобы оставил свои координаты. Он написал и ушел. А через минут пять Вовка спрашивает, который час. Мы к столу, но ни моих часов, ни Комарова там уже не было...»
А в 90-е артистам даже как-то пришлось с помощью рэкета свои гонорары выбивать. «Это было в Москве, когда криминальные авторитеты начали делить зоны власти, — вспоминает Барский. — Мы тогда приехали на досъемку, поселили нас в ужасной гостинице, где даже на дверях душа замка не было, и заплатили только суточные, а с гонораром затягивали. И вот стою я под душем, когда ко мне вламываются два вышибалы и говорят: «Все, что меньше 500 долларов — у тебя, а все свыше — гонишь нам. Деньги давай!». Я им и предложил последние 20 рублей, признавшись, что остальное дирекция еще не отдала. Они потребовали их адрес, но я, прикинувшись дурачком, отвертелся, мол, приходите завтра — скажу. А на следующий день дирекцию предупредил — не заплатите гонорар, как обещали, и не переселите в нормальный отель — сдам браткам ваш адрес. Все сделали, даже без нас вещи в хорошую гостиницу перевезли».
А Барский раскрыл секрет, как они поднимали себе настроение: «После съемки «Маски в шахте» были ужасно уставшие, а в тот день у кого-то из группы день рождения было. Решили отметить его по-здоровому: купили молоко и торты. Но дело не пошло. В итоге сгоняли в магазин за горячим подкреплением и припрятали его в другую комнату, чтобы режиссера и продюсера не злить. Так, съедим кусочек торта, а потом — в соседнюю комнату и возвращаемся оттуда уже веселее. Руководство только диву давалось, как наши щеки от молока розовеют на глазах».