На своем втором
концерте Iron Maiden блестяще показали еще одно представление в жанре
театрализованного метала, а вокалист Брюс Дикинсон вновь доказал, что
он один из лучших фронтменов в мире.
«Да они что,
совсем, что ли, обалдели – столько денег за виски брать? Они
вообще понимают, кто к ним пришел? Помнишь, как у нас в подвале
было?...» – сокрушался дородный мужчина в буфете «Олимпийского».
О том, как было в подвале, лучше любых слов сообщали пересекавшие лицо
шрамы, а о том, как все изменилось, кожаный портфель, который
заслуженный металлист держал в руках. Основную часть аудитории на
концерте Iron Maiden составляли как раз такие люди – растерявшие
шевелюру, но не упускающие возможности расставить пошире ноги и принять
героическую позу на концерте легенд британского хеви-метала. Пока ветераны разогревались в фойе, молодых поклонников развлекали юные протеже Iron Maiden из группы Rise To Remain. В
прошлый раз концерт открывала группа дочери басиста Стива Харриса, а в
этот музыканты, видимо, решили показать, что не чужды новейших
тенденций. Музыканты Rise To Remain едва перешагнули порог европейского
совершеннолетия и представляют собой усредненный металкор –
гитары висят где-то подмышками, кардан не унимается, тщедушный вокалист
трясет челкой и чередует стоны с рыком. Взрослым фанатам все это,
конечно, малоинтересно: в этой новой музыке нет возвышенного героизма
родом из их юности, и потому часть мест в зрительном зале во время
разогрева выразительно пустовала. Когда же на сцену поднялись сами герои вечера, зал взорвался уже не детским рыком, а ровным отточенным годами ревом. Iron
Maiden признавались, что были немало обрадованным реакцией публики на
первом концерте два года назад и поэтому решили открыть очередную часть
тура в поддержку альбома «Final
Frontier» именно в столице. Вчерашнее шоу, согласно такой логике,
скоро должно заставить группу еще через пару лет организовать
специальный российский тур: несмотря на привычно уже высокую стоимость
билетов, зал был забит практически под завязку – пустовали лишь
несколько кресел на втором ярусе трибун. Что
же до самого шоу, то все было примерно так же, как и два года назад,
изменения носили скорее косметический характер, но, во всяком случае,
подтвердили театрализованную суть хеви-метала. Сменились,
к примеру, декорации – место египетских сфинксов заняло что-то
вроде ракеты, а на задник водрузили какие-то не слишком вразумительные
фанерные башни. Главной же гордостью музыкантов стал доработанный
символ группы – зомби-кукла Эдди. Если в прошлый раз плюшевый
монстр норовил развалиться при каждом шаге, то в этот уже бодро бегал
по сцене и раздавал подзатыльники музыкантам на закрывшей основную
часть концерта песне «Iron Maiden». На
фоне всех этих формальных изменений еще яснее стал тот факт, что все
они – фон, а главным козырем группы по-прежнему является певец,
фехтовальщик и профессиональный пилот Брюс Дикинсон. В
конечном счете, виртуозность всех трех гитаристов, барабанщика и
основателя группы Стива Харриса стоит не так много, как им бы того
хотелось. Все эти 10-минутные эпики про страх темноты («Fear of The Dark»), военный героизм («The Trooper»), силу крови («Blood
Brothers») и прочие важные для толкиенистов вещи уже давно не
могут взбудоражить мир, а техничные трехминутные соло нагоняют на
поклонников современной музыки в лучшем случае зевоту. 52-летний
Дикинсон, в свою очередь, не зря считается лучшим из многочисленных
фронтменов группы. Помимо выдающихся вокальных данных, тембра
бомбежечной сирены и способности эффектно носиться по сцене с
микрофоном, он обладает действительно выдающейся харизмой. Петь про всю
эту, будем честны, ерунду, не теряя достоинства, вообще может не
всякий, а уж состричь волосы и сменить лосины на камуфляж – это,
учитывая обстоятельства, и вовсе почти подвиг. Наиболее красноречиво о
роли Дикинсона в группе говорит то, что именно с его возвращением в
1999 году дела группы пошли вверх, а новый альбом, переполненный
архаичными фуззами и наивным благородством, стал самым успешным в
истории группы. И дело тут, разумеется, не в техническом мастерстве (те
же Rise to Remain играют, пожалуй, лучше и энергичнее), а в способности
вокалиста заставить 15 тысяч человек в едином порыве, пусть даже в
шутку, пошире расставить ноги, расправить плечи и втянуть, наконец,
чертов живот.
|