РИА Новости.Опера Родиона Щедрина "Мертвые души", воскрешенная в пятницу на сцене Мариинки
в постановке Василия Бархатова и под управлением Валерия Гергиева,
станет одним из главных музыкальных событий сезона, убеждены критики. Последний раз опера Щедрина в постановке Бориса Покровского шла на
сцене тогда еще Кировского театра более 30 лет тому назад, в 1978 году,
что, безусловно, осложняло работу современного постановщика. "Бархатов, возможно, даже слишком подробно объясняет задумки
композитора. Однако в данном случае это оправдано, ведь "Мертвые души"
Щедрина - произведение для современной публики почти незнакомое", -
считает музыкальный критик Екатерина Бирюкова. По мнению многих критиков, едва ли не в первую очередь восприятие
спектакля зависило от работы художника-постановщика Марголина, который
расположил на сцене два гигантстких колеса брички. Между ними соорудили
платформу, которая, поворачиваясь, превращается в экран, а на него
проецируется видео заснеженной России, мало отличающейся от той, что
была при Гоголе. По замыслу Бархатова, видеохудожники Мария Небесная,
Георгий Маматов и Олег Михайлов повторили с камерой чичиковский маршрут
от Москвы до Херсона. Аллюзии на современность в спектакле вызвали определенные споры . "В
постановке перемешаны реалии из гоголевской эпохи и из наших дней.
Например, Чичиков похож на Ассанжа,
и это, вероятно, неслучайно. Семья Маниловых - заядлые пчеловоды и так
далее", - перечислила Бирюкова. Однако ничего страшного, по ее мнению,
в этом нет: такие полунамеки только "помогают публике воспринимать не
самую простую музыку Щедрина, к которой слушатель до сих пор не привык". Знаменитый музыковед Михаил Бялик, прекрасно помнящий постановку Бориса Покровского, настроен к спектаклю более критично. Фото: предоставлено Мариинским театром Постановка "Мертвые души" в Мариинском театре Он подчеркнул, что с большим интересом наблюдает за работами Василия
Бархатова, но на этот раз молодой постановщик, "опасаясь, видимо, что
его обвинят в традиционализме, пустился во всякого рода сценические
выдумки, не всегда имеющие прямое отношение к смыслу, сюжету,
образности спектакля". Говоря же о музыкальной составляющей, петербургский критик заметил:
"Нынешний спектакль продемонстрировал огромные возможности мариинской
труппы: все голоса звучат великолепно, прекрасно поет хор, а Валерий
Гергиев ведет спектакль со свойственной ему энергией". Однако, считает он, авторы, хоть и не далеки от "задумки
композитора, но пока находятся на подступах к ней". По его мнению,
30-летней давности спектакль Бориса Покровского был "образцом
поразительной гармонии гоголевского текста, музыки, сценографии,
сценической живописи и актерского исполнения". "Впрочем, Борис Покровский создал свой спектакль в пору абсолютной
зрелости, а Василий Бархатов только начинает свой путь", - подвел итог
Бялик. "Мертвые души" стали второй (после "Очарованного странника") оперой
Щедрина на сцене Мариинки, и, вероятно, одной из самых сложных
постановок последних лет с технической точки зрения. На работу над оперой у Щедрина ушло 10 лет. В ней звучат 32 сольные
партии, причем каждому герою гоголевской поэмы придана собственная
ария-портрет, в которой характер персонажа подчеркивается определенным
оркестровым тембром. Кроме того, в "Мертвых душах" задействовано сразу
два хора: один находится на сцене, а второй, камерный, - в оркестровой
яме. Для аутентчного исполнения народных запевов, прописанных в
партитуре, Мариинский театр пригласил исследователей фольклора из
Этнографического музея. "Мертвые души" - тот редкий случай, когда дирижер мог обратиться за
помощью к автору оперы. Родион Щедрин часто сидел на оркестровых
репетициях, обсуждал с Валерием Гергиевым партитуру, помогал в работе с
солистами, однако в работу постановщика никак не вмешивался.
|