Буквально через несколько дней —
22 апреля — в прокат выходит одна из самых ожидаемых премьер этого года — фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем—2». Он стал самым дорогим российским фильмом за всю историю ($55 млн.) и уже успел стать хитом обсуждений. «Сегодня» рассказывает о фильме и вспоминает с чего же все начиналось...
Первая часть «Солнца», снятая Михалковым, стала настоящим событием. В России, когда экономика лежала в руинах, и когда кино почти не снималось (не считать же за такое поделки о разборках криминальных братков), срежиссировать качественную (по уровню актерской игры, сценарной задумке
, костюмам) картину с гигантским по тогдашним меркам бюджетом (в $2,8 млн., но он так и не отбился) было сродни чуду. Еще более невероятным стал тот факт, что «Солнце» получило «Оскар» как «
Лучший фильм на иностранном языке». Американцы прониклись историей, случившейся одним солнечным днем 1936 года на даче у комдива Котова (Михалков), к которому под видом давнего знакомого его супруги приезжает сотрудник НКВД Митя (Олег Меньшиков). Комдив сразу догадывается, что ничем хорошим день не закончится, однако как настоящий мужчина не подает виду и старается провести день как можно лучше. Он отправляется с семьей на реку, парится с женой в бане… А потом садится в машину, чтобы быть замуч
енным в застенках...
ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВЕЦОВ. Когда появилась информация, что Никита Сергеевич взялся за продолжение, страна замерла в недоумении: «Зачем?». Первая часть закончена. Судьбы главных героев завершены: Котов казнен, Митя со вскрытыми венами лежит в ванной, жена комдива Маруся скончалась в ГУЛАГе. Но нет! Михалков, ссылаясь на Шерлока Холмса, которого тоже «убивали и воскрешали», вернул с того света всех персонажей, включая себя. Все актеры, снявшиеся в первой части, перекочевали в продолжение. Исключение — Ингеборга Дапкунайте, которая сыграла жену комдива Марусю. С актрисой Михалков рассорился в пух и прах. Ее роль примерила на себя Виктория Толстоганова. А Митя... самоубийство было неудачным — его спасли и приблизили к Сталину, и в сиквеле он — сотрудник секретной службы генералиссимуса. Из новичков самый весомый — Сергей Маковецкий (энкаведист майор Лунин). Кстати, «переходящий» актерский состав — это единственное, что по сути связывает две картины. Во всем остальном — это абсолютно автономная лента.
СЮЖЕТ. Действие разворачивается в первые дни войны. Опальный комдив Котов отбывает пожизненный срок в лагере. Энкаведисты пытаются спешно его свернуть (загоняя политических в бараки и в упор расстреливая их пулеметным огнем), но сами попадают под бомбежки немецкой авиации. Чем не преминули воспользоваться Котов и его приятель по отсидке Ваня (Дмитрий Дюжев, «Бригада»). Они добывают оружие, и с ним пробиваются к своим. Свои же, недолго думая, отправляют их в штрафбат. Среди всей этой неразберихи Котов на перроне встретит свою жену Марусю и узнает, что она открестилась от него. «Теперь у меня ничего не осталось — только прорва немцев». А их и правда — прорва.
ПЕРЕМЕНЫ. По сравнению с первой частью, оклеветанный Котов лишился своей наивной веры в исключительный гений Сталина. Впрочем, менее героичным он от этого не стал: и врукопашную будет ходить, и пистолетом от танка отстреливаться (жуткий момент в картине, когда танк буквально вдавливает его в дно окопа). Бывший любовник Маруси Митя заматерел, поднялся по карьерной лестнице, но сущность свою не изменил — внутри он все та же гнида, ненавидящая Котова. Маруся — несчастная, запуганная жизнью женщина, боящаяся любого непрошенного стука в дверь. Надя (дочь Котова и Маруси — ее играет дочь Михалкова Надежда) — выжила в аду особого сиротского дома для детей «врагов народа». В этой войне для нее главное — спасать людей, вынося их на своих плечах с поля боя.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Михалков так много отснял материала, что решил разбить вторую картину на две части: «Предстояние» и «Цитадель» (сюжет которой — тайна за семью печатями) — премьера в ноябре 2010. Кроме того, в 2011 году зрителя ожидает «Утомленное солнце 2» в виде... 12-серийного сериала. Никита Сергеевич если что-то и делает, то с размахом.
CАМЫЙ ДОРОГОЙ ФИЛЬМ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КИНО
На сегодняшний день «Утомленные солнцем 2», который снимался четыре года, — самый дорогой фильм в истории российского кино — с бюджетом в $55 млн. (против предыдущих рекордных $36,5 млн. «Обитаемого острова»). И отбить эту сумму будет весьма нелегко. Хотя бы если учесть, что на сегодня самый кассовый российский фильм «Ирония судьбы 2» с трудом собрал в прокате почти равнозначные $55,5 млн.
МАССОВКА И ДУБЛЕРЫ. В массовых сценах участвовало практически все местное население поселка Шушары (Пушкинский район Санкт-Петербурга) — именно возле него снимались все батальные сцены. Во время создания сцены, где Котова (Михалков) давит танк, Никиту Сергеевича в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли — каждый раз он должен был откапываться и выбираться из-под завала. А все это снималось в тридцатиградусный мороз! Тем не менее, от услуг дублеров Михалков наотрез отказался.
ДЮЖЕВ СГОРЕЛ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ. Да и все остальные актеры тоже пренебрегли дублерами. Например, Дмитрий Дюжев с ходу решился на сцену, где его герой заживо сгорает. Тем не менее, пиротехники сработали настолько хорошо, что у актера даже не обгорели ресницы. Рисковала и дочь Михалкова Надежда, когда снимали крушение баржи, ее героиня должна была всплывать из-под огромного полотнища с красным крестом. Отказавшись от дублера, Надя сама дубль за дублем ныряла в холодную воду специального бассейна. И при этом чуть не захлебнулась: не рассчитав силы, Надежда не успела выплыть из-под плотной материи. Актрису спасли дежурившие на месте съемок водолазы.
«ГОСПОДИ, КОГДА ЖЕ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ?» Работа проходила в условиях, максимально приближенных к военным, поэтому актеры и участники массовки часто забывали, что это всего лишь съемки. Именно поэтому часто возникали реплики и реакции совсем не по сценарию. Так, в одной из сцен в грузовике едут солдаты с роженицей — их при этом нещадно бомбят. Актеры были не в курсе, в каком месте и когда раздастся взрыв. В какой-то момент один из актеров массовки не выдержал: «Господи, когда же это закончится?» Эта спонтанная фраза, скорее всего, адресованная режиссеру, вошла в картину.
ПОДКИНУЛ ИДЕЮ. Официальный слоган картины не страдает излишней скромностью — «Великое кино о великой войне». Эту фразу приписывают не кому-нибудь, а Владимиру Путину, с которым Михалкова связывает давняя и крепкая дружба (к 55-летию Владимира Владимировича режиссер даже снял специальную короткометражку, посвященную президенту). Именно ВВП стал тем счастливчиком, первым посмотревшим картину и пришедшим от нее в восторг.
С ШУТНИКАМИ БУДУТ СУДИТЬСЯ
Стоило в интернете появиться официальным афишам фильма, на которых изображен героического вида Никита Михалков с автоматом наперевес, как буквально через пару минут народ выложил в сеть свое видение постера. Изобразив на «фотожабах» Михалкова в виде царя, инопланетянина и даже Терминатора. Режиссер отреагировал немедленно — подал на шутников в суд.
НИКИТА МИХАЛКОВ: «БЛАГОДАРЯ ДОЧЕРИ РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ»
— Никита Сергеевич, для чего вам понадобилось снимать вторую часть «Утомленных солнцем»?
— Мне хотелось рассказать о войне — самой страшной в истории человечества. Рассказать правду. Я считаю несправедливым, что сегодня большинство молодых людей свято верит в то, что Великую Отечественную выиграли американцы, а не наши с вами деды. Это мы-то с вами знаем, что Советско-германский фронт был главным, а второй фронт открыли когда союзникам уже попросту некуда было деваться. Мне бы хотелось, чтобы нынешнее племя немножко усомнилось, посмотрев «Спасти рядового Райана»: «А действительно ли американцы победили Гитлера?». Чтобы они четко знали, что войну выиграли русские. Поэтому мне захотелось сделать картину, которая могла бы разбудить национальный дух. Таковы мои цели.
— Какую роль сыграла в продолжении «Утомленных солнцем» ваша дочь Надя?
— Во многом благодаря именно ей и родилась идея второй части. Что же касается меня, то есть большая разница в том, когда ты снимаешь актрису и ей 7 лет (ровно столько лет было дочери Михалкова, когда снималась первая часть. — Авт.), и другое, когда ей уже 23. Это редкостная удача для режиссера — отследить возрастные изменения в актрисе. И чтобы подчеркнуть их, я использовал в картине флэшбеки (прием возврата в первую часть. — Авт.), и считаю их сильным приемом. Нет, я бы даже сказал оружием.
— Ходят уже чуть ли не легенды о том, как вы третировали Надю на съемочной площадке…
— Это не легенды. Это правда. Я ее не жалел! Она работала ночью при 28 градусах мороза. Вместо искусственного снега, ветродувы мели ей в лицо цементную крошку. А она при этом еще должна была тащить на шинели двух раненых бойцов! Сами понимаете, что сыграть боль при этом ей было несложно.
— В своих картинах вы не снимаете сериальных и украинских актеров. Это случайность или принцип?
— Я никогда не буду снимать сериальных актеров! Считаю, что они уже перегорели. Что касается украинских, то я не вижу смысла. Для того чтобы их брать нужна необходимость — либо языковая, либо еще какая-то. На данный момент наша актерская «биржа» переполнена. Поэтому нет особой нужды обращаться к украинской картотеке.
СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ: «МИХАЛКОВ ЛЬЕТ КРОВЬ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ АД ВОЙНЫ»
— Столько лет прошло, а мы все узнаем о войне что-то новое...
— Вы совершенно правы, мы многого до сих пор не знаем, не представляем. Я когда работал над «Утомленными солнцем-2», столько кинохроник пересмотрел на тему войны... Знаете отчего меня больше всего охватывала жуть? От мысли, как доказать, что ты свой. К примеру, так сложилось, что ты оказался в оккупации. И вел себя при этом как герой: боролся, пускал поезда под откос, убивал фрицев. И вот вернулись наши. Кто докажет, что ты боролся с врагами, что не работал на них? Никто. И хорошо, если трибунал сошлет тебя в лагеря, а не прикажет пустить пулю в лоб... Жуткое было время. Спасибо товарищу Сталину.
— Предложения поставить памятник генералиссимусу звучат и сейчас...
— Мне от этого немного не по себе. Сейчас принято преподносить его кончину как грандиозное событие мирового масштаба. Более того, в России по недавним опросам он уверенно занял третье место в рейтинге популярности. Второе — у премьер-министра Столыпина.
— Никита Сергеевич — большой поклонник этого политика.
— Это действительно так. Знаю, что Михалков много усилий приложил для популяризации Столыпина. Мне кажется, если бы не активность режиссера, то Сталин занял бы не третье, а второе, если вообще не первое место в том рейтинге.
— Чем для вас стали съемки в «Утомленных солнцем-2»?
— Испытанием. Это тяжелый и жуткий фильм. И роль у меня в нем нелегкая — я играю майора Лунина — умнейшего и в то же время крайне несчастного человека, у которого немцы убивают жену. Мой герой слегка контужен своим горем и как бы не от мира сего. Но он храбрый — в окопах отсиживаться не будет! Чем меня поразил фильм? Такого в России еще не снимали. Крупные многотысячные батальные сцены, сотни «живой», а не нарисованных компьютером, техники. В картине нет ничего лишнего, даже самая маленькая роль — ключевая и важна для сюжета. Скажу сразу, будет много крови, обожженных лиц и кишок наружу. Но Михалков льет кровь не для красного словца, а чтобы наглядно показать весь тот ад, в каком оказались тогда наши деды. Через что им прошлось пройти, и не просто пройти, а выжить и поднять великую страну из руин!
СТАЛИН — ЗЛОДЕЙ. НО ВЕЛИКИЙ ЗЛОДЕЙ
В первой части герой Никиты Михалкова — комдив Котов — человек, преклоняющийся перед Сталиным и его идеями. Что, впрочем, его не спасло от репрессий. В продолжении «Утомленных солнцем» Михалков категоричен: Сталин — злодей. Но злодей-то великий!
Герой Никиты Сергеевича настолько ненавидит своего бывшего бога-кумира, что ему даже снятся сны-фантазии, в которых он душит Сталина, окуная ненавистное усатое лицо в кремовый торт (с шоколадным профилем генералиссимуса), лишая его тем самым кислорода.
Сталина играет Максим Суханов («Страна глухих») — сходство поразительное! Тот же острый, тяжелый взгляд, оспинки на лице... Михалков обличает Иоси¬фа Виссарионовича, показывая все его злодейства: репрессии талантливых военачальников, лагеря, расстрелы в бараках, штрафбаты. Но при всем при этом Михалков не уравнивает сталинизм и нацизм. Гитлер — это воплощение беспросветного зла. В то время как Сталин — не только символ репрессий, но и тот, кто после войны восстановит гигантскую страну, наведет пусть и жесткий, но порядок (Михалков всегда был сторонником того, что Россией должна править твердая рука). Кстати, рассказывают, что когда Суханов в гриме зашел в комнату (съемки проходили в стенах дачи Иосифа Виссарионовича) молодые статисты — человек 50 — вдруг стали по стойке смирно. Без приказа и команды. По мнению Михалкова-режиссера, Сталин — дьявол. Но именно он, доведя страну «до ручки», позже спас ее от фашизма. В том числе, и стреляя отступающим солдатам в спины, заставляя тех драться до последнего... И основная политическая идея фильма сквозь кровь и трупы просматривается четко — нравится тебе власть в твоей стране или нет, ты обязан свою Родину защищать до последнего вздоха. Собственно именно поэтому еще до выхода фильма на него обрушился шквал критики со стороны всевозможной либеральной общественности. Уж больно прозрачная аналогия с нынешним временем, Когда во главе России стоят Путин и Медведвых, которых эта самая либеральная общественность зело не любит и совсем не прочь при помощи "цивилизованного Запада" поменять в своей стране режим. То есть, политические дискуссии вокруг фильма будут жесткие. С другой стороны, откажись комдив Котов и миилионы ему подобных, обиженных сталинским режимом людей, защищать свою страну в 41-м, не было бы сейчас ни России, ни Украины, ни, тем более, либеральной общественности.