Умерла Алла Баянова. Та самая «славянка с персидскими глазами». Родилась в Российской империи, умерла в России. За пределами России было ей и счастье, и несчастье. Алла Николаевна рассказывала о том, за что её невзлюбил румынский диктатор Ион Антонеску, он сказал: «Вы поёте по-румынски, а от этих романсов за версту тянет русским духом». Она пела на разных языках, но всё это были русские романсы. Соболезнования выразил Президент России Дмитрий Медведев. Рассказывают«Новости культуры». Трудно поверить, но она отдала сцене почти девяносто лет. Первый романс спела в девятилетнем возрасте в Париже. В тр «Я пришла на работу и мне преподнесли 21 пунцовую розу, – вспоминала Алла Баянова. – Эти розы мне преподнес Вертинский на мое первое выступление».инадцать – первый сольный концерт. Потом Ницца, Белград, Афины, Каир. Её талант открыл великийВертинский. Он был на самом первом выступлении юной певицы.
Кто знал, что девочка из Кишинёва, оказа вшаяся вместе с семьей в вынужденном изгнании в Европе, покорит своим голосом весь мир. Она пела с Вертинским и Петром Лещенко, дружила с Шаляпиным. Благодаря Баяновой многие впервые почувствовали, что такое русский романс. «Это была совершенно необыкновенная женщина, – говорит Народный артист России Михаил Плетнев. – Меня она покорила мгновенно. Как только я ее услышал – я понял, что слышу великого мастера. Тем более тот репертуар, который она пела – его же никто не знал». Она пела на разных языках, на русском – обязательно. Из-за этого и попала в концлагерь. Была арестована в 40-х в Румынии за просоветскую пропаганду. Но продолжала петь на любимом русском языке. «Это какое-то русское состояние души, летящей к Богу, – говорит композиторВладимир Дашкевич. – Вот эта полетность, это стремление ввысь, эта молитвенность – даже в самых ее бытовых романсах, вот это отличает Баянову, как мне кажется». Она любила всё яркое. И репертуар подбирала так, что запоминалась каждая песня, каждый романс. Казалось, частичку своей души Алла Баянова оставляла в любом исполненном ею произведении. «Она поет цыганскую песню – передо мной цыганка, она поет городскую песню – передо мной совершенно другой человек. Поет немецкую – передо мной немка. Исполняет французскую – француженка. Это великая актриса!» – считает Михаил Плетнев. Всю жизнь Баянова трепетно служила искусству. Жанр, который многим показался бы легкомысленным, она подняла на недосягаемую высоту. «Эстрада и эстрадная музыка для меня и не только для меня стоит выше оперы, эстрада многогранна», – говорила певица. «Вот это храм песни Баяновой, вот это ее песенное искусство. И, слава Богу, что нам удалось послушать и соприкоснуться с этим храмом, с этой отдачей невероятной, с тем, что противоречит всему сегодняшнему течению нашей жизни», – говорит Владимир Дашкевич. Одно слово она могла произнести так, что за ним, казалось, стояла целая жизнь. Неуловимое движение руки или выражение глаз могло изменить даже очень знакомую песню, наполнить её новым смыслом. «Очевидно это искусство с великой Аллой Николаевной уходит в прошлое. По-крайней мере вкуса такого уровня», – говорит Плетнев. Её главная мечта сбылась. В 80-е Баянова приехала на родину русской песни и осталась здесь навсегда. В уже преклонные годы, когда другие покидают сцену, она взошла на неё уверенной походкой и покорила своим искусством новые поколения.
|