Фото:
Максим Авдеев /
Коммерсантъ Вчера на 96-м году жизни умер старейший
советский сценарист и режиссер Леонид Агранович, последний из тех, кто
работал с Всеволодом Мейерхольдом.
Хотя Леонид Агранович и годился в отцы
многим шестидесятникам, его имя ассоциируется с оттепелью. Он
дебютировал в кино поздно и сразу прославился сценарием фильма Василия
Ордынского "Человек родился" (1956), гуманистической драмы о
матери-одиночке. "В твоих руках жизнь" (1957) Николая Розанцева —
о саперах — и "Им покоряется небо" (1963) Татьяны Лиозновой
— об испытателях — закрепили за ним репутацию официозного
шестидесятника, пишущего о суровой романтике подвига, которому всегда
есть место в жизни. Но это был еще не "настоящий" Агранович.
В его воспоминаниях есть характерный эпизод.
Показ для работников прокуратуры фильма "Свой" (1970) о
следователе-взяточнике завершился в звенящей тишине, которую прорезал
стальной голос: "С какой целью вы сняли этот фильм?" Положение спас сын
режиссера, оператор Михаил Агранович: "Как с какой? С целью обогащения,
конечно".
Следователю нельзя отказать в
проницательности. Как и лучшие советские фильмы — от Глеба
Панфилова до Динары Асановой,— драмы Аграновича таили в себе
смутную, но неизбывную тревогу.
Он успел побыть актером легендарного Театра
имени Мейерхольда, и, судя по всему, травма террора, уничтожившего
великого режиссера и опустошившего Москву, предопределила его главную
тему — справедливости. Название его режиссерского дебюта
"Человек, который сомневается" (1963) символично. Он снимал как бы
детективы, но их смысл всегда заключался в том, что разоблачить
виновного не столь важно, как спасти облыжно обвиненного.
"Случай из следственной практики" (1968),
если извлечь сюжет из быта,— вполне кафкианская история о людях,
кающихся за давнее преступление, которого вообще не было. "Обвиняются в
убийстве" (1969) Бориса Волчека по сценарию Аграновича —
реконструкция бытового убийства, возвышающаяся до уровня диагноза
обществу, в котором безразличие и страх обывателей страшнее угара
разошедшихся хулиганов. По иронии судьбы именно за этот фильм он был
удостоен Государственной премии.
Прощание с Леонидом Аграновичем состоится 17 марта в 12.00 на Ваганьковском кладбище.
|