27 мая скончался известный театральный режиссер Роман Козак. Главной площадкой для реализации его творческих планов стал Московский театр имени Пушкина, пост худрука которого он занял девять лет назад. У него был еще один талант - он был истинным педагогом. Коллеги знали, что Козак неизлечимо болен, а для зрителей известие о его смерти стало неожиданностью. Ведь еще 11 мая он выходил на поклон после премьеры спектакля "Бешеные деньги"...
"Памяти нашего режиссера"
Сердце театрального режиссера Романа Козака остановилось поздним вечером 27 мая. Он умер после тяжелой продолжительной болезни во сне у себя дома, не дожив до своего 53-го дня рождения чуть больше месяца. Информацию распространила пресс-служба Московского театра имени Пушкина, который он возглавлял с 2001 года. Организацию похорон взяла на себя администрация театра. В его стенах в воскресение, 30 мая, пройдет гражданская панихида. Родственники покойного выбрали местом его захоронения Троекуровское кладбище.
Роман Козак предпочитал не кричать во всеуслышание о своем недуге. Он старался успеть как можно больше. Режиссер долго избегал произведений Островского, так как боялся, что не удастся на сцене передать атмосферу того времени, что актеры будут говорить слишком по-современному. Но потом выбрал для осуществления своего замысла Веру Алентову, Ивана Урганта, Николая Фоменко, Виктора Вержбицкого... Три недели назад прошли премьерные показы его последнего спектакля - "Бешеные деньги". Режиссер в последний раз вышел на сцену, чтобы поклониться зрителям, 11 мая. Так совпало, что третий показ спектакля пройдет в день его похорон. По словам Веры Алентовой, показ будет посвящен "памяти нашего режиссера". Известная кино- и театральная актриса посетовала, что усердная работа "поддерживала его, мобилизовала его силы, но, к сожалению, чуда не произошло".
Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский отметил, что "Роман Ефимович был ведущим профессором, он воспитал немало замечательных артистов, его любили и уважали и коллеги, и студенты". Козаку удалось передать своим ученикам все лучшее, что есть в профессии. "Бог дал Роману Козаку талант большого артиста, замечательного режиссера и педагога. Его уход - невосполнимая потеря для школы-студии МХАТ и для всего российского театра", - цитирует Смелянского РИА Новости.
Жить театром
Роман Козак родился 29 июня 1957 года. Однако со своим призванием Козак определился не сразу. Он поступил в МЭИС, но увлекшись театром променял его на школу-студию МХАТ. Будущий великий режиссер обучался у одного из самых талантливых театральных педагогов - Олега Ефремова. Именно под его началом он понял, что не хочет работать в театре, а хочет жить театром: "Я поступил в Школу-студию МХАТ, когда там набирала курс новая команда - Ефремов, Покровская, Мягков. Это был первый актерский курс Ефремова, и мы все на курсе осознавали, как нам повезло". Окончив школу-студию в 1982 году, он поступил актером в театр МХАТ имени Чехова. Козак был задействован в таких постановках, как "Путь" и "Дни Турбиных". Как отмечает "Российская газета", тогда всем стало ясно, что пришло новое актерское поколение (также Александр Феклистов, Дмитрий Брусникин, Елена Майорова). Эта же компания параллельно играла в театре-студии "Человек". На сцене данного камерного театра Козак поставил два спектакля, которым в 80-е суждено было стать культовыми. Речь идет о "Чинзано" Л. Петрушевской (1987), который получил Гран-при Международного фестиваля в Мюнхене, и "Елизавете Бам на елке у Ивановых" по пьесам Д. Хармса и А. А. Введенского (1989). Кстати, "Чинзано" увидели и жители Великобритании - театр "Трон" в Глазго (1989).
Наиболее насыщенным для режиссера стало последнее десятилетие 20-го века. Он основал "Пятую Студию МХАТ". Главным воспоминанием театралов об этом проекте стала завораживающая постановка "Маскарад". С именем Козака связано возрождение понятия "студийность" в атмосфере 80-90-х годов, а он сам характеризовал свои спектакли "почти квартирниками" и "тихими разговорами на громкие темы". В это десятилетие он успел поработать режиссером в Театре имени Станиславского, Рижском театре русской драмы, МХАТе имени Чехова, а также был поставил "Банан" для творческого центра "Московский салон", "Смуглая леди сонетов" - для московского театра Et cetera, "Ботинки на толстой подошве" - театральное агентство "Арт-Партнер XXI", "Золото" - Творческое объединение "Реальный театр", "Обнаженные одеваются" - Московский драматический театр им. А.С.Пушкина). Между тем, он не оставлял антреприз за рубежом: "День рождения Смирновой" (Стары театр, Краков), "Мера за меру" в Театре Нижней Саксонии... Также его постановки запомнили театралы Польши, Германии, Бельгии, Швеции, Швейцарии.
Процент талантливых людей
Преподавать Козак начал через год после окончания школы-студии. Его учениками себя с гордостью называют Наталья Негода, Никита Высоцкий, Дина Корзун, Дарья Мороз, Сергей Лазарев и многие другие. Он действительно любил своих студентов, но в последнее время признавался, что в театральный ломятся "темные люди, растения". "Я ведь давно сижу в приемной комиссии, и с каждым годом все темнее и темнее. И все очень хотят славы и денег. Хотя, могу вам сказать, что процент талантливых людей во все времена примерно одинаков: на каждом курсе есть 5-6 талантливых людей, которые ведут за собой остальных", - сказал Козак в разговоре с журналистом интернет-сайта Openspace.ru.
Полностью реализовать все творческие задумки (свои и возникшие в спорах с учениками) Козаку удалось на посту главного режиссера Московского театра имени Пушкина. Он был назначен на пост худрука 17 апреля 2001 года. Именно эту дату называют вторым рождением театра. Раньше в зале было полупусто, теперь же аншлаг. Критики хвалили все его постановки: "Разбойники", "Академия смеха", "Ромео и Джульетта", "Черный принц", "Трое на качелях", "Наваждение", "Поздравляю с будним днем!", "Косметика врага" (Козак играл вместе с худруком "Сатирикона" Константином Райкиным), "Самоубийца", "Джан", "Девичник club", "Девичий источник", "Январь", "Оffиc", "Саранча". Сам режиссер своим достижением считал, что ему удалось вытащить в театр молодежь: "А вы сходите на наш Оffис: туда ломятся только молодые. "Ромео и Джульетта" идет девять лет, и в зале в основном тинейджеры. Это не учителя водят школьников, это они сами. С другой стороны, сейчас, конечно, намного больше выбор: фильмы через интернет, YouTube. И театр пытается со всем этим достойно конкурировать".
"Роман - режиссер, я - хореограф"
Верной спутницей Романа Козака последние 16 лет была известный хореограф и актриса Алла Сигалова. Они воспитали двоих детей: дочь Аня - дизайнер интерьеров, несколько лет назад она подарила им внука, а сын Михаил еще учится в школе. В свои 15 лет он уже определился с будущей профессией - хочет стать журналистом. В одном из интервью Сигалова призналась, что брак с Козаком открыл для них обоих новую страницу не только в личной, но и в профессиональной жизни. Еще в 90-е они вместе работали над спектаклем "Банан", после была нашумевшая постановка "Джан": Козак режиссировал, Сигалова была хореографом и исполнила главную роль. Последним опытом совместной работы стал спектакль "Игрок. Курортные приключения" по Достоевскому - с декабря прошлого года он идет на сцене рижского театра "Дайлес".
Они редко сотрудничали, считая, что мужу и жене замыкаться только на работе друг с другом - глупо. Но эти спектакли стали настоящими жемчужинами. Причем границу провела именно Алла: "Может быть, это актерам быть вместе сложно, а мы все-таки трудимся на разных игровых полях: Роман - режиссер, я - хореограф. Еще, думаю, в совместной жизни важно не залезать на территорию близкого человека - чувствовать ее неприкасаемость. Переступание этой границы обычно чревато. Это касается и мужа, и детей. Не нужно спрашивать лишнего и внедряться туда, куда тебя не зовут".
У Козака было много планов. В том числе и совместных проектов со своей супругой. Он говорил, что в следующем сезоне в театре будет продолжена музыкальная линия (на это его вдохновила постановка Сигаловой "Ночи Кабирии"), также он благословил на "Принцессу Турандот" Константина Богомолова. Режиссер сам собирался ставить две пьесы: "Танго "Квадрат" по пьесе его любимого автора Петрушевской, а также "Книгу о вкусной и здоровой пище" (давняя мечта режиссера). "Понимаете, все это изобилие вранья об изобилии так сопрягается со временем, в которое мы живем. Вроде бы странно: 50-е годы, вторая волна репрессий - и вдруг эти феноменальные статьи о засолке помидоров, об ананасах и кавказских винах. Да сама вступительная статья, которую написал Микоян, уже способна быть спектаклем! Мне видится такое путешествие по жанрам, почти цирковое действо", - пояснил Козак.
Он любил театр, смешивая жанры. Он все делал во имя театра: "Я хочу, чтобы Пушкинский был живым театром". Учитель ушел, но традиция Козака уже дала ростки...
Автор : Ольга Ходорева
|