Итальянские археологи обнаружили во Флоренции склеп,
где, как предполагается, захоронена натурщица Леонардо да Винчи, Лиза
Герардини дель Джокондо. Именно эта знатная флорентийка, по одной из
версий, изображена на легендарной картине. По найденным останкам ученые рассчитывают воссоздать
лицо женщины, что окончательно решит давний спор о том, кто же в
действительности выступал в качестве модели для картины да Винчи. Дело
в том, что по этому вопросу существует множество версий. Есть даже
предположения, что "Мона Лиза" - это портрет юноши в женском одеянии.
Например - Салаи, любовника да Винчи. Или Джан Джакомо Капротти,
который с 1490 по 1510 годы работал у живописца в мастерской и за свои
проделки получил прозвище "Дьяволенок". Есть даже предположение, что
"Мона Лиза" - автопортрет самого художника. Некоторые считают, что на
холсте изображена незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
или одна из любовниц Джулиано Медичи. А кто-то видит на ней другое
воплощение "Дамы с горностаем" - модели Чечилии Галлерани. Некоторые
предполагают, что "Мона Лиза" - ретроспективный портрет матери
художника Катерины (к слову, эта версия предложена Зигмундом
Фрейдом). Есть и идея, что на холсте изображена просто идеальная
женщина. Сейчас же специалисты из Национального комитета по
защите исторических и культурных ценностей Италии готовятся изучить
останки: сравнить ДНК, выделенную из найденных костей, с данными о
строении ДНК потомков Лизы Герардини. Ученые уже обнаружили несколько
костных фрагментов, но, скорее всего, они принадлежат животным. Раскопки проходили на территории бывшего женского
монастыря Святой Урсулы начались 11 мая. Уже на второй день ученым
удалось раскопать на месте, где раньше находился алтарь древней церкви,
первую крипту, а в центре церкви обнаружили ступеньки, которые должны
привести исследователей ко второму захоронению. "В ближайшее время
начнется самая важная стадия исследования - когда мы откроем эти
крипты, чтобы проверить наличие в них человеческих останков", -
цитирует РИА "Новости"
главу Национального итальянского комитета по охране культурного
наследия Сильвано Винчети. О том, что Лиза Герардини, скончавшаяся в
1542 году в возрасте 63 лет, может быть захоронена в этом месте,
говорят документы, составленные монахинями. Но даже если будет раскрыт секрет происхождения Моны
Лизы, ее таинственная улыбка еще долго будет предметом оживленных
споров. Одним из последних попытавшихся найти разгадку
был итальянский дантист, который утверждал, что у многозначности
выражения лица Моны Лизы есть весьма простое объяснение: благородная
дама, позировавшая Леонардо да Винчи, страдала от вредной привычки. Эта
привычка выражалась в том, что она непроизвольно скрежетала зубами во
сне или в моменты нервного стресса. Доктор Филиппо Сурано выдвинул
версию, что длительные сеансы позирования сильно утомляли Мону Лизу, и
поэтому крепко сжатые зубы придали необычный, загадочный изгиб ее
губам, сложенным в улыбку. Некоторые сторонники мистических теорий и любители
паранормальных явлений пришли к выводу, что натурщица (то есть женщина,
с которой писался портрет) была ведьмой или, по крайней мере,
энергетическим вампиром. Она настолько подчинила себе Леонардо, имела
такое огромное влияние на него, что художник никогда не расставался с
картиной и, постоянно совершенствуя свое творение, постепенно угасал,
отдавая всю душу Джоконде. А вот профессор Гарвардского университета Маргарет
Ливингстон утверждает, что улыбка Моны Лизы видна лишь если смотреть не
на губы изображенной на портрете женщины, а на другие детали ее лица.
Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как
человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию, считает ученый.
Как известно, прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже –
тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что
она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо
воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет
Ливингстон. Чем больше смотришь прямо на лицо, тем меньше используется
периферическое зрение. То же самое происходит, если смотреть на одну
букву печатного текста. При этом другие буквы воспринимаются хуже, даже
с близкого расстояния.
|