Компания аэропорта "Домодедово" DME Limited,
зарегистрированная в оффшорах на острове Мэн, объявила о желании
разместить свои акции (IPO ) на Лондонской фондовой бирже. Тогда-то из
документов, поданных компанией, стало известно, что полный пакет акций
принадлежит главе совета директоров компании "ИстЛайн" Дмитрию
Каменщику. Таким образом, "Домодедово" раскрыл сразу два секрета.
Ранее было неизвестно, разместит ли аэропорт акции по закрытой
подписке, или выйдет на IPO. Но главное — до сих пор не было
достоверной информации о собственниках "Домодедово". Причем буквально
за несколько часов до подачи заявки на Лондонскую фондовую биржу,
Генпрокуратура призналась в неспособности раскрыть схему управления
этим аэропортом. Выступая перед депутатами в рамках "Правительственного
часа", заместитель генпрокурора Александр Буксман заявил: "Мы так и не
нашли ту самую "последнюю матрешку", которая могла бы показать
собственника "Домодедово", который является крупнейшим аэропортом
страны и объектом особой важности". При этом он вновь сообщил, что
аэропортом управляют иностранные компании из офшоров, добавив, что
"сегодня все так устроено". В материалах, опубликованных на портале Лондонской
фондовой биржи, указаны и финансовые показатели "Домодедово". Так,
выручка за 2010 год составила 29,676 млрд рублей, а доходы компании в
2009 году - 24,398 млрд рублей. Аналитики считают такие показатели
"очень неплохими", близкими к мировым аналогам: по рентабельности и
выручке Домодедово соответствует компании Fraport, которая обслуживает
несколько аэропортов Германии. После теракта в "Домодедово", произошедшего в январе, Дмитрий Медведев фактически обвинил
в произошедшей трагедии собственников и менеджмент аэропорта. Тогда
президент припомнил аэропорту и перебои с электричеством, и взрывы двух
самолетов с террористками-смертницами в 2004 г., вылетевшими именно
оттуда. Генеральному прокурору Юрию Чайке было поручено проверить в
"Домодедово" исполнение законов, касающихся безопасности.
В феврале президент потребовал от Чайки разобраться ,
почему собственника аэропорта долго не могли найти после теракта.
"Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить
от ответственности. В "Домодедово" разбирались - не знаю, разбирались
или нет - с тем, кто является собственником аэропорта. Известно, кто
собственник аэропорта, но в то же время начинают проверять, а
собственник спрятан за структурой бенефициарных владельцев", - заявил
глава государства. В апреле генпрокуратура закончила проверку деятельности
"Домодедово" и вскрыла многочисленные нарушения. Выяснилось, что
столичным аэропортом управляют иностранные компании, зарегистрированные
в оффшорах. Созданная схема позволяла скрыть реальных собственников и
имена тех, кто управляет "Домодедово". Кроме того, владельцы и
менеджеры благодаря этой схеме не подчинялись российским законам, а
власти не могли в полной мере заниматься проверкой деятельности
аэропорта, а также требовать от него соблюдения законодательства РФ.
"Вместе с тем, учитывая стратегическое значение аэропорта "Домодедово"
для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся
ситуация представляется недопустимой", - отметили в Генпрокуратуре. Надзорное ведомство также выяснило, что директор ФГУП
"Администрация аэропорта Домодедово", которое подчиняется Росавиации,
незаконно передал владельцам аэропорта ряд гособъектов. При этом не
было заключено никаких договоров и арендная плата за пользование этими
объектами не взималась. Сейчас в отношении чиновника проводится
проверка. Кроме того, по поручению Генпрокуратуры Федеральная
налоговая служба начала проверку соблюдения налогового законодательства
в "Домодедово". А Минтрансу Генпрокуратура предложила разработать
законопроект, который запретит иностранцам управлять стратегическими
транспортными предприятиями. Кроме того, владельцев аэропортов и
вокзалов обяжут раскрывать информацию о себе.
|