На пресс-конференции,
посвященной своему назначению худруком Пермского академического театра
оперы и балета им. Чайковского, Теодор Курентзис рассказал о своих
планах по реформации — отмене репетуарного театра, приглашению
зарубежных солистов — и об операх ручной работы.
У культуры в России есть потенциал, который не
всегда может быть реализован из-за неправильных людей, которые сидят на
неправильных местах, — таким заявлением дирижёр Теодор Курентзис
начал свою сегодняшнюю пресс-конференцию, задав тон всей дальнейшей
беседе с журналистами. «Россия
— волшебное место, где могут происходить чудеса. Я живу здесь не
из-за условий жизни, как вы понимаете, а из-за культуры. Единственная
причина — работа в Новосибирске», — подчеркнул
дирижер. Пресс-конференция была посвящена назначению
Курентзиса на должность художественного руководителя Пермского
академического театра оперы и балета им. Чайковского. О том, что
главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета решил перебраться
в Пермь, стало известно в начале декабря. Официальный договор с
дирижером был подписан на прошлой неделе в Баден-Бадене, где Курентзис
представлял оперу Моцарта «Так
поступают все женщины» на местном фестивале. А первый концерт
нового худрука запланирован на 10 февраля — это снова будет
Моцарт, симфония № 40. Выбор нового рабочего места Теодор Курентзис объяснил наличием единомышленников в Перми, чьи мечты совпадают с его собственными. «Сейчас в Перми собралась замечательная команда во главе с Борисом Леонидовичем (Борис Мильграм, зампред правительства края. — «Парк
культуры»). У них очень амбициозный план: когда Пермь станет
культурной столицей — это не должно остаться на бумаге, это
должно быть в действительности», — сказал дирижер.
Курентзис уверен, что Пермь не отстает от Москвы и Петербурга по
насыщенности культурной жизни. При этом столичные города в жанре оперы
предлагают «продукцию супермаркетов», предназначенную для людей, которые хотят потреблять искусство не задумываясь, потому что «многие уже купили подобный продукт». «Это похоже на большой завод, а они, по-моему, всем надоели… Но есть люди, которых интересует именно «Лебединое озеро», — сказал он с улыбкой. Новоявленный
худрук пермской оперы рассчитывает показать людям совсем другой подход.
По задумке дирижера, необходимо уйти от репертуарного театра и
показывать новые спектакли сериями. Такой способ может увеличить
количество зрителей. Кроме того, такой подход поможет разгрузить
музыкантов оркестра. «Нормальный
музыкант не может иметь в репертуаре 40 опер и 30 балетов»,
— заявил дирижер. Также планируется ежегодно делать несколько
премьерных спектаклей. Вся
его программа рассчитана на 4 года: планировать на меньшее время, по
словам Курентзиса, нет смысла, и, кроме России, так больше нигде не
делают. Кстати, о музыкантах.
Вместе с дирижером в Пермь переезжает и созданный им в Новосибирске
камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble, а вот музыкантов Пермского
театра ждет своеобразная переаттестация. Дирижер будет до мая
присматриваться к ним, отбирая тех, кто «умеет
играть», а затем будет учить их играть с собой. В идеале он
планирует получить в Перми два оркестра: в планах театра открытие
второй сцены через пять лет. По словам Курентзиса, увольнять он никого не собирается: останутся все музыканты при условии высокого качества исполнения. «Место
работы есть для всех», — заверил он. Тем не менее в планах
дирижера приглашение в Пермь множества талантливых исполнителей. Он не
назвал конкретных фамилий, но упомянул, что переговоры ведутся с
музыкантами и солистами из России и других стран. «Они
бросают Париж и приезжают в Пермь, потому что то, что мы делаем,
происходит впервые в мировой практике», — поделился
Курентзис. Рассказал он и о своих мечтах. Он рассчитывает делать «ручную
работу» — в отличие от привычных оперных театров — и
дождаться того момента, когда из других городов зрители будут
специально приезжать в Пермь, чтобы посмотреть на новую оперную
постановку. Отвечая на вопросы журналистов, Курентзис сказал относительно ситуации вокруг Театра на Таганке и его руководителя Юрия Любимова (он
собирался увольняться из-за несогласия со статусом театра), что
изменения в художественной ткани — это хорошо. И свою работу в
Перми он рассматривает именно как непрерывное изменение. «Нужно всегда находиться на пару шагов впереди», — сказал Курентзис. Приезд
столь большого количества звезд — не только Теодора Курентзиса и
его оркестра, но и будущее приглашение режиссеров, музыкантов и
солистов — оплатит Пермский край из своего бюджета. Впрочем, как
сказал присутствовавший на пресс-конференции Борис Мильграм, они не
оставляют надежд пообщаться с федеральным Министерством культуры не
только по вопросу приглашенных артистов, но и по поводу строительства в
Перми консерватории. Об отсутствии кадрового резерва в области музыки
на месте будущей работы в своем выступлении говорил и Курентзис —
как о главном «минусе», который ждет его Перми.
|