26 марта исполняется 100 лет со дня
рождения Теннеси Уильямса, признанного во всем мире классика
американской литературы (АУДИО)
"Все мы приговорены к одиночному
заключению в собственной шкуре", - заметил однажды выдающийся
драматург, поэт и писатель Теннесси Уильямс. 26 марта исполняется 100
лет со дня рождения этого признанного во всем мире классика
американской литературы.
Сентенция о фатальном
одиночестве ни в коей мере не распространяется на творчество Теннесси
Уильямса. Он был при жизни и остается десятилетиями после своей смерти
в 1983 году непрерывно востребованным автором на мировой театральной
сцене. Российский театр здесь исключением не является. Пьесы Теннесси
Уильямса вот уже полвека играют на русском языке, начиная с в 1961
года, когда состоялась московская премьера спектакля "Орфей спускается
в ад". Кстати, новой постановкой этой драмы отмечается в Москве и
нынешний столетний юбилей драматурга.
Пьесы
Теннесси Уильямса еще в советские времена издавались в русских
переводах и ставились столь широко, что известный российский поэт
Евгений Евтушенко во время встречи с американским классиком в США
предложил ему приехать в СССР и пошутил: "За гонорарами!" Уильямс
отказался. Конечно, в тот период отношение к Теннесси Уильямсу было,
как говорится, "очень разное". Советские американисты публично обвиняли
драматурга в "биологизме", "сенсационности" и "жестокости", которыми
якобы пронизаны его пьесы. А у публики они имели большой успех.
Интересно,
что признание, полученное Теннесси Уильямсом в России, зачастую
объясняют его близостью Антону Чехову, говорят даже о продолжении
традиций русского классика на американской почве. Более того,
авторитетный театральный критик Анатолий Смелянский, например, считает,
что Уильямс, продолжая Чехова, "двинулся дальше, чем Чехов, в сторону
запретных зон и тайн человеческой жизни". Чехов действительно был
кумиром молодого Теннесси Уильямса. По мотивам чеховской "Чайки" он
написал свои "Записки Тригорина" (они поставлены в России), а по
повести "Моя жизнь" - рассказ "Лоза". Подмечено и некоторое сходство
персонажей: лучшие из них – ранимые и благородные идеалисты, не
умеющие противостоять грубой жестокости жизни.
Однако
параллелями с Чеховым творчество Теннесси Уильямса не исчерпывается -
"его продуктивнее рассматривать все-таки в русле традиций американского
театра". Такую уверенность в интервью "Голосу России" высказал Александр Ливергант - переводчик англо-американской литературы и главный редактор московского журнала "Иностранная литература".
"Наверное, приметы чеховского театра можно встретить, нащупать практически у любого крупного драматурга XX века, - говорит Александр Ливергант.
- Но когда я читал Теннесси Уильямса, то не особенно усматривал
чеховское влияние. В конце концов во всякой значительной драме есть
понятие подтекста, есть понятие абсурда - это приметы театра XX века, и
не один Чехов тут "виноват". Ну кто из крупных писателей или
драматургов, или поэтов не заглядывает в тайники человеческой души? Да,
Теннесси Уильямс, с одной стороны, специфичен, а с другой стороны, он
драматург открытый, и он очень современен. "Трамвай "Желание"", "Кошка
на раскаленной крыше" - всё это пьесы, которые вполне постигаемы не
только американцами. И русскому зрителю они многое скажут. Тем более
что Теннесси Уильямсу в России везло с постановками и с актерами
– я бы даже сказал о безусловном "попадании" русской актерской
школы в театр Теннеси Уильямса".
Пожалуй,
наибольшее число "попаданий" - в пьесе "Трамвай "Желание"": этот
признанный шедевр Уильямса ставится чаще всего. Список лучших прочтений
американского драматурга можно продолжить: "Лето и дым"
Анатолия Эфроса, "Татуированная роза" Льва Додина,
"Стеклянный зверинец" Генриетты Яновской… Чем же все-таки
так привлекают и поражают драмы Теннесси Уильямса? Ответим словами
российского историка театра, знатока и переводчика его пьес
Виталия Вульфа: "Поражают, помимо сюжета, обилием наблюдений,
неповторимой характерностью типов и ощущением, что всякую человеческую
боль Теннесси Уильямс чувствовал, как свою. Наверное, поэтому редко
можно встретить человека, который бы не любил лирическую трагедийность
поэтических пьес великого американца".
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!