«Актерский дом» открыл четвертый сезон
«Голубые тетради» – произведение из разряда «неизвестный Кафка». В тоненьких школьных тетрадях, в которые с 1917 по 1919 гг. уже зрелый писатель заносил мысли и наброски произведений, из рассказов о снах старика и призраках прошлого в ночи возникает неоконченная история охотника Гракха, сюжетные отрыв-ки перемежаются афоризмами о Боге и времени...
«Приглашение на казнь» - один из самых известных романов Набокова, история несостоявшейся казни Цинцинната Ц.
Роман о вымышленной стране и непонятном времени, где в полуиллюзорной (как всегда у Набокова) реальности казнят за непохожесть на других («непрозрачность»). Герой так остро чувствует театральность происходящего, что в финале гротескная реальность растворяется совсем.
Трудно придумать что-то сложнее для сцены — слишком много и у немецко-язычного гения, и у русского эмигранта значит сама ткань повествования (гораздо больше, чем сюжетные перипетии). Но в современном танце как раз не принято искать внятных сюжетов, и сходство с модернистской литературой тут налицо. Хотя постановка Виктории Максимовой («СамАрт») — это современный пластический спектакль. Не акцентируя техническую сторону танца (на узенькой сцене Дома актера это все равно невозможно), она, как в старом добром балете, рассказывает историю. Не набоковскую и не Кафки, а собственные ассоциации, рожденные книгами. Их невозможно пересказать и невозможно не понять — эти ассоциации с течением самой жизни.
Вот в первой, набоковской, части вокруг героя (Алексей Жандарев) танцуют безликие фигуры с белыми масками на лицах. Если знать сюжет «Приглашения на казнь», можно увидеть в танце и попытки «общества» привести героя «к общему знаменателю», и арест, и суд, и дружбу героя с пауком, и казнь... Для не читавшего на сцене происходит борьба человека с однообразными гротескными персонажами — маски наступают, а человек все пытается от них освободиться.
Во второй, по «Голубым тетрадям», больше лирики и совсем все понятно. У героини (Виктория Максимова) есть alter ego (девочка в исполнении Юлии Ториной). Она появится, когда Вика станет листать альбом со старыми фотографиями (проекции на задник), закружатся парные танцы (артисты Оперного Дмитрий Голубев и Владимир Шачнев и камерный театр танца «Экспромт») и будут сочиться песочные часы — каждая пара переворачивает их снова... Ну, вы понимаете...
А за кадром время от времени стучит пишущая машинка и голос читает дневниковые отрывки из Кафки. А в финале будут дети и целый аквариум песка — ведь когда-то его на самом деле был целый аквариум, и никаких сочащихся временем песочных часов... И об этом вправду особенно думается в бессонницу, когда сон и явь неразделимы - как у Набокова, как в «Голубых театрадях», как в танце.
И не случайно «Бессонница» не может уйти от китчевости (эти детские лица на экране, на фоне лесов и полей...) Попробуйте поговорить о самом важном — много ли найдется незатертых слов?
В тот же день
Одновременно с новым сезоном в «Актерском доме» Союз театральных деятелей открыл проект «Театральный университет». Каждый месяц почти шестьдесят студентов из разных вузов города будут смотреть спектакли театра и обсуждать их с кандидатом филологических наук Татьяной Журчевой, ходить на мастер-классы по вокалу к солистке театра оперы и балета Татьяне Гайворонской, заниматься речью с актрисой театра драмы Еленой Лазаревой и пластикой — с танцовщиком Алексеем Жандаревым.
«Мы не будем делать из них артистов, у них другие специальности, - говорит председатель Самарского отделения СТД РФ Владимир Гальченко. - Педагоги будут учить их тому, что пригодится в любой профессии».
В мае «Театральный университет» покажет итоговый гала-концерт.
|