В Театре имени Моссовета на сцене «Под крышей», видевшей
много театральных чудес, декабрь открывается премьерой спектакля Сергея
Юрского «Полонез». Известный всей стране артист поставил
пьесу драматурга Игоря Вацетиса и сыграл одну из ролей.
«Полонез» продолжает традицию рождения театральных чудес на
сцене «Под крышей» – спектакль полон азартной игры с
театральным языком, формой спектакля, а также горькой иронии в адрес
сегодняшнего дня. Для «Театрала» Сергей Юрьевич приоткрыл
некоторые секреты.
–
Почему спектакль называется «Полонез»? Для вас было важно,
что это танец польский, танец, открывающий бал, или что это в принципе
танец бальный?
– Я никогда не могу объяснить, почему
возникло то или иное название, почему сначала эта сцена, потом другая.
Пьесы, книжки возникают спонтанно, а потом уже находится им оправдание.
И в этом спектакле было много интуитивного. Выбор был из двух названий:
«Полонез» и «Вечер абсурда №3». Выявлять слово
«абсурд» – значит брать на себя большую
ответственность. Публика слово «абсурд» знает, а театр
абсурда не знает и под абсурдом понимает, скорее всего, валяние дурака,
нескладушки-неладушки, глупости, полное несоответствие или социальную
критику впрямую – дескать, вот какие абсурдные вещи происходят в
нашей судебной системе. Здесь ничего этого нет. Здесь –
интуитивным образом найденный анализ сегодняшнего состояния.
Несоответствие, непонимание, недослышание, невозможность встать на
место другого – вот об этом речь. Вариант, который мы показываем,
создан сейчас, в 2010-м. Импульсом возвращения к пьесе, написанной лет
7–8 назад, стала взятая с полки для вечернего чтения книжка
маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году». Он рассказывает о
полонезе как важнейшем ритуале, во время которого происходят все
разговоры, обмен новостями, сплетнями, колкостями не только в паре, но
и через плечо соседей. Полонез – как метафора бесконечности
движения, традиция, которая лишилась всех смыслов, но за которую все
держатся. Сейчас так мощны силы, вышедшие из прямого подчинения людей
даже самых властных, эти силы и породивших, что предугадать что-либо
трудно. Надо ждать. Остается идти бесконечным полонезом и вставать в
общий строй. В строй встали многие, бросив свое сопротивление, и
приняли участие в общем движении, которое и есть ожидание.
– Вы обсуждаете с актерами нашу текущую жизнь?
–
Очень кратко, но обсуждаем. Я стараюсь, чтобы слово
«тревога» или слово «ждать» носили не
абстрактный характер, чтобы они были наполнены плотью сегодняшнего дня.
Актеры обязаны знать. Мы поминаем жертв политических репрессий, мы
говорим о Ходорковском, потому что есть новости с процесса и это важно,
говорим о театральных событиях. Мы должны быть обязательно откровенны,
это входит в условия нашей совместной работы. Разговоры эти под соусом
художественной трансформации входят в спектакль. У нас короткие
репетиции, но мы всегда настраиваемся на камертон сегодняшнего дня. Не
так, что «забудем все и займемся своим». Наоборот –
будем помнить все, и вот наши занятия внутри этого.
–
Сергей Юрьевич, несомненно, премьера очередной пьесы загадочного Игоря
Вацетиса в Театре имени Моссовета привлечет внимание многочисленных
зрителей, следящих за вашим творчеством, и определенной части критики.
–
Я не уверен, что от театра обязательно надо чего-то ждать. Приди и
смотри, вот и все. А если все-таки ждать, то новизны, я полагаю. Как
зрителю мне в сегодняшнем театре не хватает именно новизны. Чаще всего
бесконечно переосмысливают, а то и грубо перелицовывают классику или
разыгрывают известную прозу. Театр Игоря Вацетиса – это проблемы
сегодняшнего дня в жанре комедии, фарса, абсурда. Под сегодняшним днем
я имею в виду не однодневку «горячих газетных новостей», а
попытку осмысления дыхания нового времени в широком смысле этого слова.
Ну, а если без высоких слов, просто хочется попробовать играть новую
пьесу, когда зритель не знает и догадаться не может, чем все кончится.
По-моему, так интереснее.
– В «Полонезе»
много возрастных ролей, но вы заняли в спектакле совсем молодых
артистов, практически дебютирующих в театре. Почему?
–
Как пьеса, так и наш спектакль – эксперимент. Играть театр
абсурда вообще очень трудно, нужен весьма не традиционный
технологический и психологический подход. Абсурд как творческий
инструмент – орудие обоюдоострое, можно порезаться. Я-то давно с
ним работаю, опыт есть – Достоевский, Гоголь, многократно
Ионеско, многократно Вацетис, Хармс. Вот я и хотел с молодыми
поделиться опытом, в какой-то мере передать мой метод плавания в
абсурде. В нашем спектакле есть отдельная пьеска «Трое в
пальто». Всем троим персонажам – за сорок. А артистам
– за двадцать. Не буду раскрывать особенностей сюжета, но скажу
определенно, задача там необычная и непростая. Твердо уверен: пойти за
мной в этом эксперименте могли только молодые.
– А как насчет «послания»? Что вы посылаете будущим зрителям вашего спектакля?
–
Если бы «послание» можно было сформулировать, мы бы
написали его на плакате и повесили на фасаде театра. И пьесу писать не
надо, и разыгрывать ее не надо. Весь спектакль и есть наше послание.
Наши сегодняшние мысли и чувства. С этим и примите нас.
– На ваш взгляд, какую задачу ставит перед зрителем драматург Вацетис?
–
Почистить глаза и уши – гигиена необходима. Ее в искусстве все
меньше. Уши заткнуты вазелином и пластилином шоу. Драматический театр
слова, театр диалога ушел, он почти не существует. Абсурд для меня
– резервация, в которой возможен драматический театр.
– Какой тип театра, на ваш взгляд, имеет перспективы?
–
Репертуарный театр умер, его нет. Для меня это горькая истина. Театры,
которые притворяются репертуарными, являются фирмами, которые выживают
разными способами. Есть актеры-звезды, которые работают где хотят и чьи
имена ценятся в сто раз выше незвездных. Везде – только расчет на
успех, но он не может быть единственной целью. Разговор о душе, по
душам – в рамках школьной программы? Это тоже не театр. Есть
счастливые случайности, которые подтверждают тенденцию и не снимают
проблему. Мне бы хотелось, чтобы молодые артисты, которые прошли со
мной путь «Полонеза», школу «Полонеза», поняли,
что современный театр прячется за постановками трюков и танцев. Для
меня честный репертуарный театр – РАМТ. Подход к тексту,
атмосфера и поведение актеров на сцене – все по мне.
«Сказки на всякий случай» радостно поразили.
– Где теперь места силы, где живет тайна?
–
Тайна живет случайностями. Она почти исчезла. Перед спектаклем я говорю
молодым коллегам: замкнемся, мы должны быть таинственными. Не
открывайтесь, не настаивайте, не лезьте к зрителям. Просто откройте им
двери.
|