Отметив 15-летие группы и 40-летие Александра Васильева, «Сплин» разродился новым альбомом «Сигнал из космоса». «Второй раз в жизни мы записывали диск в Петербурге, и получали огромное удовольствие от того, что никуда не надо ехать, и каждый вечер можно возвращаться домой», - сказал Александр Васильев. Тем не менее, презентация «космического» альбома случилась в одном из московских рок-н-ролльных клубов, где обозреватель «Фонтанки» и пересекся с лидером «Сплина».
- Саша, Вы не шутите, говоря, что все песни этого альбома написаны от лица человека, получившего сигнал из космоса?!
- Просто все крутилось вокруг космоса, это главная тема всех песен. Был вариант назвать альбом «Степень невесомости», «Добролет», еще как-то, но мне хотелось, чтобы это было близко к названию детской книжки, чтобы детям было интересно. Если детям будет интересно, то и взрослые подтянутся.
- Рок-н-ролл для детей? Это что-то новенькое!
- Время идет, строже относишься к лексике, к текстам, вокруг дети растут, и не хочется их пугать страшными словами, словосочетаниями, предложениями. «Большие мажоры» у меня появились в огромном количестве. Хотя может и что-то «осеннее», «болдинское» проскочить… - Ваша публика сменилась за те пятнадцать лет, что «Сплин» играет, выпускает диски, гастролирует... И вот Вам уже сорок, вы уже не Саша, а Александр Георгиевич, Вы рок-мэтр!
- Я совсем не слежу за датами. Счастливые часов на наблюдают.
- Правда, что Вашему трехлетнему сыну не слишком приглянулась одна из песен нового диска?
- Это Вы о «Больше никакого рок-н-ролла»? Я заметил, она пугает детей. Гриф жесткий, мелодия «страшная», что там говорить, дети разбегаются (смеется). К сожалению, дома необходимо это прослушивать, чтобы убедиться, что все нормально. А сын тут как тут, забежит, сразу текст запоминает…
- Вы часто говорите, что в Москве ощущаете себя некомфортно. Тем не менее, часто бываете в столице…
- Стараемся не задерживаться. Раньше нам приходилось подолгу здесь находиться на записях, потому что в Питере одна-единственная студия на весь город, и она забита. Допустим, захотите вы сейчас записать свой альбом, а вам скажут: «Приходите в феврале-марте, тогда поговорим!» А альбом хочется записать сейчас! Поэтому раньше мы уезжали в Москву. А тут договорились заранее, все спланировали. Нам повезло со звукорежиссером – Андрей Алякринский, опытный мастер, набил руку (точней, ухо!), пишет легко, здорово и быстро. Он, кстати, много хороших питерских команд записал в свое время – Tequilajazzz, «Мультфильмы», «Кирпичи», «Маркшейдер Кунст», Optimystica Orchestra…
- В предыдущем альбоме Вы пели на стихи Маяковского… А в этот раз не пробовали повторить этот эксперимент? Например, написать что-то на стихи детских поэтов… Кстати, каких поэтов Вы любите?
- Я обожаю «простых» поэтов, таких как Олег Григорьев. Детские считалочки: «Девочка в поле нашла пулемет, больше в деревне никто не живет». Две строки, а какой емкий образ. Но я люблю и «сложных» поэтов. Поэзия многогранна, лишь бы она была яркой и талантливой. А сложная или простая - в принципе, не так важно. На сложную требуется больше времени, больше усилий, ну и что – зато это интересно.
- Можно ли предположить, что Вы сделаете что-нибудь в жанре русского шансона?
- «Шансон» - такое слово, что хочется сразу перекрутить ручку на другую частоту, потому что на «Шансоне» споют такое, от чего тебя будет колбасить следующие полдня. Меня от шансонов что-то сильно отталкивает. «Романс» гораздо лучше звучит, но мне все равно это неинтересно. Интереснее менять гармонии, ну, например, песенные, чем следовать какой-то последовательности аккордов. У нас уже была песня «Романс» - всё, больше не стоит повторяться.
- 15 лет на сцене – немалый срок. Не случайно у Вас на концертах всплывают старые строчки из песен в контексте новых… Нет желания вернуться к ранним песням, что-то переписать, переделать?
- Нет, мне совсем не хочется корректировать, выдергивать старое. Лучше сделать новое. Жизнь доставляет столько эмоций, что песни получаются сами собой, и вообще никаких усилий для этого прикладывать не нужно. Вот, вышел новый альбом, а уже есть две песни для следующего. И вообще, меня страшно радует, что этот процесс не прекращается.
- И Вас никогда не покидает вдохновение?
- Конечно, и покидает, и возвращается. Набегами... Но важно ведь не только написать песню, а еще и отрепетировать… У нас три года пауза между альбомами выдалась, а когда стало понятно, что классно получается, то и сердце радуется, и работать хочется.
- 3 октября в Москве Вы будет представлять «Сигнал из космоса» на своем первом сольном концерте в спорткомплексе «Олимпийский», а вот в Питере был концерт в Капелле имени Глинки. Оба этих зала довольно-таки странные для «Сплина»: Капелла - камерная, «Олимпийский» большеват…
- С первым залом мы так разрулили: в Капелле мы поставили рояль, а пацаны мне показали аккорды, и на какую педаль нажимать... И я сыграл несколько вещей, и вообще страшно этому радовался, новому инструменту, новому звуку. Вроде известная песня, а звучит по-новому, и руки двигаются не по-гитарному, а как у пианиста. Было страшно интересно. Залу тоже это понравилось, ну как же, такой аттракцион! А с «Олимпийским» мы решили так, что развернем сцену поперек и будем играть для половины стадиона. Никакой гигантомании у меня нет, просто «Лужники» в эти дни заняты были давным-давно, а «Олимпийский» - единственный сарай, который оказался свободным в тот день. Извините, в Москве не так много сараев таких железобетонных.
- Саша, Вы больше ассоциируете себя с английским альтернативным роком или русским роком?
- Как раз в этом раздвоение личности - фифти-фифти. Русский язык родной, все поэтические обороты ясны и понятны, сами приходят в голову. Но, с другой стороны, столько западной музыки отслушано, что она уже тоже в крови. Все жутко намешано, и с англичанами в том числе. Юморок-то у нас очень похожий, просто очень. Перелетаешь туда на самолете, что ходят теперь как рейсовые автобусы, и не чувствуешь никакой пропасти. И они к нам тоже прилетают – с концертами и просто так. Все мы ближе становимся друг другу.
- Вы ведь сводили альбом на знаменитой английской студии?
- По совету Бориса Гребенщикова я решил сводить альбом в одной из лучших лондонских студий. Однако буквально за неделю звукорежиссер, к которому мы собирались ехать, попал в больницу. Я был готов отменить все, но меня уговорили поехать в Лондон к другому режиссеру. Два дня пробыл там и понял, что мне ловить вообще нечего. Ну да, сидит технически грамотный парень, но совершенно не понимает, что ему сводить. Делает такой среднеевропейский уровень, где вроде все правильно звучит, но не цепляет. И я уехал из Лондона, оставил там Сашу Титова (бывшего питерца, поигравшего в «Кино», «Аквариуме». – Прим. авт.), он держал со мной связь: как только они песню сводили, мне по скайпу присылали, я дома отслушивал и отправлял им свои замечания. Они исправляли, присылали другую версию, с третьего-четвертого раза песня получалась более-менее. Но чем дальше это продолжалось, тем больше я понимал, что все придется пересводить… Никакого облома нет, нет разочарования – ну, не получилось! Но миф о загранице в моей голове развеялся окончательно.
- Вы часто говорите о разнице Москвы и Питера, что Петербург наследует европейскую культуру, а Москва «пролетела мимо, и здесь не может родиться ничего значительного»….
- Действительно, Москва - город-маркет. Огромный маркет, и мне лично в маркете неудобно всегда было, потому что со всех сторон вопят: «Эй, дорогой, подходи!», а тебе-то нужно просто сигарет купить вон в том ларьке. Но тебе все равно впихивают со всех сторон что-то другое… Поэтому и хочется вернуться в Питер, где этого ощущения нет. Если бы я в Москве родился, то, конечно, ощущал бы себя здесь как рыба в воде, но, боюсь, на музыку не осталось бы времени.
- И все же, насколько для Вас важен факт выхода нового альбома? Сейчас ведь все настолько размыто. Альбом еще не вышел, а все уже можно бесплатно скачать в Интернете, тиражи Си-Ди катастрофически упали... И сам факт выхода альбома уже не есть событие, как раньше.
- Я бы так не сказал. Безусловно, музыка ушла в Сеть, торренты, ифолдеры, качай бесплатно - это нормальный ход вещей. Я в детстве всегда у приятеля с магнитофона переписывал музыку, и делал это бесплатно. И что же теперь - запрещать детям заниматься тем же самым, только через Интернет? Негуманно как-то! Так что пусть все качают бесплатно! Но, я уверен, что те, кому понравится, все равно эту пластинку купят, ибо пластинка есть пластинка, как книга есть книга. Если в доме есть хорошая музыка, хорошие книги, то дом выглядит как-то благороднее, уютнее. Я сам пусть реже, чем раньше, но стараюсь покупать пластинки. У меня есть все последние значимые релизы ... Но и с торрентов скачано выше крыши. По-моему это нормальная жизнь современного человека, никуда не денешься.
- На какие песни из «Сигнала из космоса» будут сняты клипы?
- Мы только что сняли клип на «Вниз головой». В принципе, есть еще три-четыре вещи любительского типа, они уже в Инете висят. Причем, все снято на простую мыльницу, и в ютьюбе это все равно выглядит как настоящее кино. И, знаете, это завораживает, дает импульс, сигнал. Сейчас вот альбом вышел, дело сделано, так что можно забить на репетиции и заниматься киномонтажом, сколь душа пожелает…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру» Москва-Петербург Фото Михаила Садчикова-младшего
|