В Ханты-Мансийске продолжается пятый день девятого фестиваля
кинодебютов «Дух огня». В этом году в главной конкурсной
программе заявлены сразу два российских фильма «В субботу»
Александра Миндадзе и «Сибирь. Монамур» Славы Росса.
Последний приехал представлять свой кинодебют лично. В беседе с
корреспондентом РИЦ Слава Росс рассказал о своем фильме, истории его
создания, впечатлениях от Ханты-Мансийска и «Духа огня».
– Расскажите о картине, с которой вы приехали на фестиваль.
– История этого фильма началась еще в 2000 году. Тогда, я еще
был студентом ВГИКа, написал новеллу «Забытые в Сибири».
Это были три странички про мальчика и его деда, живущих в заброшенной
деревне. С этой новеллы все и началось.
Затем я снял короткометражку «Мясо». Это был достаточно
удачный проект. С этим фильмом я побывал на многих фестивалях. Картина
получила более 30 призов. На одном из фестивалей я познакомился с
одним замечательным человеком, который предложил мне участвовать в
программе «Residents» в рамках Каннского кинофестиваля. Она
предназначена для пишущих режиссеров. Участники этой программы могут
приехать во Францию на 4,5 месяца. Там их будут кормить, содержать,
воспитывать, пока режиссеры будут писать свой сценарий. Причем, в
дальнейшем никто не претендует на него. Я подал заявку для участия в
программе «Residents», к ней прикрепил короткометражку
«Мясо» и текст новеллы. Каким-то чудом я попал в эту
программу. Меня выбрали среди ста претендентов. Мест же было всего
шесть.
Приехал я в Париж, жил там, пил красное вино и писал про заброшенную
деревню в Сибири. Параллельно я писал сценарий к другому фильму
«Тупой жирный заяц». Именно по этому сюжету я создал свою
первую полнометражную картину. Я писал сценарий в то время, когда мне
надоедала история про Сибирь. Таким образом, когда я приехал в Россию у
меня почти был готов сценарий про зайца.
А история про мальчика и деда, живущих в глубокой Сибири, никак не
оставляла меня. Поэтому я снова поехал во Францию. В этот раз я
участвовал уже в другой программе «Moulin Dande». Это
культурный центр, стилизованный под деревню. Там очень тихо и нечего
делать, кроме того, как писать. Там я доделывал сценарий еще 2 месяца.
Производство фильма запустил только в 2008 году. Как раз в это время
наступил кризис, кончились деньги. Завершить картину удалось только в
2010 году.
– Расскажите подробнее о сюжете фильма.
– На самом деле это самое неблагодарное занятие пересказывать
фильм. Но все же. В заброшенной деревне в тайге живут дед с внуком. Они
ждут, когда вернется отец мальчика, который не придет никогда.
Отношения внука и деда не простые. Старик – человек закрытый,
старообрядец. Он не может выказать свою любовь к мальчику. По ходу
сюжета фильма старик изменяет свое отношение к жизни, религии,
отношениям. Этот фильм о жизненном пути старика, о его внутреннем
преобразовании.
– Название фильма связано с вашим посещением Франции?
– Нет, Монамур – это название таежной деревни в Сибири, где живут герои.
– Вашу картину включили в главный конкурс фестиваля, а
не в «Российские дебюты». Сергей Соловьев говорил, что эта
программа составляется из фильмов, у которых есть потенциал
международного фестивального кино. Вы согласны с подобной оценкой?
– Я считаю, что включение моего фильма в программу «Духа
огня» – это большая удача для фестиваля. Этот фильм будет
иметь международный резонанс. Дело в том, что в нем говорится о
простых, но очень важных вещах: сострадание, любовь. А эти темы близки
для всех людей.
Тем более моим дистрибьютором за рубежом является компания
«Европа корп» Люка Бессонна. Это значит, что картину
увидят во многих странах. Уже сейчас меня пригласили на фестиваль в
Риме и Висбадене. Надеюсь, что «Европа корп» хорошо продаст
картину и я смогу вернуть деньги инвесторам, вложившим свои средства в
производство «Сибирь. Монамур».
– То есть ваш фильм сочетает в себе черты фестивального и коммерческого кино?
– Мне бы очень этого хотелось. Киноиндустрия требует большого
количества денег, часто режиссеры вкладывают свои собственные
средства. Поэтому мне бы не хотелось прикрываться фразой «у
меня авторское кино», подразумевая «мое кино никому не
нужно». Я считаю, что кино, если оно хорошее, то зритель его
поймет. Главное – завлечь людей в кинотеатр. Потому что у зрителя
абсолютно отбили желание ходить на российские фильмы.
– Вы уже успели познакомиться с работами своих конкурентов? Как вы их оцениваете?
– Я успел посмотреть только одну картину. Это была работа
тайского режиссера «Разум и убийство». Не буду оценивать
работы конкурентов, так как не смогу сделать это как зритель, а
высказывать свое мнение как режиссеру некорректно.
– Как вы оцениваете свои шансы на победу?
– Я не думаю об этом. Мне важно, как картину оценит зритель,
который придет или не придет на просмотр. А фестивальная оценка может
быть как приятной, так и неприятной. Мне она не важна.
– Как планируете представлять свой фильм перед ханты-мансийскими зрителями?
– Премьера «Сибирь. Монамур» состоится 24 февраля
в Малом зале Центра для одаренных детей Севера. Я специально приехал на
фестиваль, чтобы представить фильм лично. Думаю, что мне удастся все
донести до зрителей своим фильмом. Главное, чтобы этот зритель пришел.
– Расскажите о своих впечатлениях от фестиваля и от Ханты-Мансийска.
– Я приезжаю сюда уже третий раз, так как очень люблю этот
фестиваль. Он отличается особенной теплотой. Все люди, с которыми я
общался, произвели на меня очень приятное впечатление своей
открытостью. Причем они не изображают ее, а искренне тебе рады. Такие
фестивали как «Дух огня» дарят режиссерам-дебютантам шанс
показать зрителям свое кино.
©
Елена БЕЛОВА
|