6 мая в петербургской больнице на 51-м году жизни скончался основатель группы«Алиса» Святослав Задерий... Как и у любого уважающего себя подростка, первая группа у Святослава Задерия появилась еще в школе. Она называлась«Звездочеты» и протянула всего два года – с 1976 по 1978. Восемнадцатилетние музыканты сперва влились в хард-роковую«Летающую крепость», а следом Задерий создал первый свой полноценный проект – группу«Хрустальный
шар», в которой совмещал фронтменские обязанности с игрой на
бас-гитаре. Пока вокруг играли хард-рок и хиппи-блюз(как БГ, например), Задерий упирал на театрализацию своих выступлений и глэмовый грим – по сути,«Хрустальный
шар» и играл что-то среднее между панком и глэм-роком. В той же
стилистике он продолжил работать и в своем следующем проекте, который
сперва назывался«Дафна», потом«Магия», ну а окончательным названием для коллектива стало его собственное прозвище –«Алиса». Первая подготовленная группой программа закономерным образом называлась«Кривозеркалье» – такое же название получил и дебютный альбом новой группы. Ну а в 1985 году началась та«Алиса»,
которая всем более или менее знакома: в группу пришел вокалист москвич
Константин Кинчев, чтобы немного разгрузить игравшего на басу Задерия.
Первые выступления с двумя лидерами очевидцы вспоминают до сих пор:
пока Кинчев пел свои гимны(«Мы вместе»,«Мое
поколение»), Задерий летал над толпой на канате или просто
зеркально повторял кинчевские движения – Зазеркалье же. Впрочем,
противоречия в группе были очевидны даже самым восторженным зрителям.
Кинчев говорил понятнее и в принципе пел о более актуальных вещах, чем
задериевский«Синтезатор сладострастия», например(так называлась одна из песен). Перерождение далось музыкантам мучительно: во время записи дебютника«кинчевской»«Алисы»«Энергия» группа несколько раз распадалась и сходилась, а итогом всех этих перестановок стал добровольный уход Задерия. Пост-алисовская
судьба музыканта не слишком отличалась от прочих этапов карьеры –
группы собирались, менялись и распадались примерно с той же
интенсивностью, с которой сам Задерий экспериментировал с панком,«новой волной» и арт-роком одновременно. Самым долгоживущим его проектом стала группа«НАТЕ!», собранная почти сразу после ухода из«Алисы».
Группой ее назвать, впрочем, сложно: Задерий не один и не два раза
распускал коллектив, и к настоящему моменту там, кажется, не было
никого из первоначального состава. По понятным причинам не добился он и
всесоюзной популярности: слишком нестабильным был его стиль и нрав,
слишком странным и эксцентричным был он сам, чересчур не хотел он
следовать моде – будь то мода на социальный протест или на его
отсутствие. Велик
соблазн назвать его непринятым и непонятым гением, Сидом Барреттом от
русского рока, но это будет не то чтобы против истины – просто
совершенно не то. Задерия любили, с ним дружили многие из тех, чьи песни сегодня поет«дождавшееся
перемен» поколение. С тем же Кинчевым до самой смерти Задерия
сохранял приятельские отношения. Он жил лихо – много раз пропадал
из виду меломанов, друзей и собственных музыкантов, а потом
возвращался, полный идей. Он, в конце концов, совершенно незаметно
записал один из лучших альбомов в истории так называемого«русского рока» – спродюсированный Петром Мамоновым«Джазус
Крест», невероятно наивный, но неожиданно тонко сделанный
арт-рок, тихий, но напряженный, нежный, но совершенно непредсказуемый:«Во всём этом есть своя аритмия и свой алгоритм».
|