В России жанр семейного кино только ждет
своих режиссеров. При том что первые попытки поговорить о
взаимоотношениях постаревших отцов и взрослых детей, пусть даже в форме
анекдотов "про тещу" - например, ситком "Воронины" и сериал "Сваты", -
публика приняла с благодарностью. Американская традиция в этом смысле
куда богаче. Вчера в российском прокате стартовала комедия "Знакомство
с Факерами-2", главный герой которой успел обзавестись парочкой
близнецов, но так и не наладил отношения между своими беспечными
родителями и тестем, бывшим сотрудником ЦРУ. О проблемах американской
семьи и подводных камнях комедийного жанра "Неделе"
рассказал обладатель двух "Оскаров" Дастин Хоффман, которому в фильме "Знакомство с Факерами" досталась роль Факера-старшего.
н:
В чем секрет успеха "Факеров"?
хоффман:
В Америке - иудейско-христианское общество, которое, конечно,
испытывает внутренние противоречия, а "Факеры" эти противоречия
эксплуатируют и предельно заостряют. Понимаете, существует стереотип,
что в США евреи - либералы, а христиане - консерваторы. Что либералы
сексуально раскованны, а консерваторы зажаты, что они по-разному растят
своих детей, исповедуют противоположные ценности и так далее. Этот
раскол существовал всегда, но "Факеры" заставили "правых" и "левых"
породниться.
н:
Но они сопротивляются, и в результате история растянулась на три фильма.
хоффман: Тут есть и другой момент.
Семья, брак - это противоестественно. Конечно, мы все делаем вид, что
это не так, что люди должны жениться и заводить детей, но почему в
таком случае больше половины семей распадается? Да просто брак - это
искусственная, навязанная нам рамка, в которой очень тяжело
существовать. Отношения родителей и детей - это опять же вид
искусственной рамки, в которой приходится уживаться. А ведь эти люди
совершенно не обязаны друг с другом ладить. Да, они любят друг друга,
но могут друг с другом не соглашаться. К тому же мы все меняемся. И
если наши с Барброй Стрейзанд герои познакомились, когда им было по 20,
то в 30, 40 и в 50 это были уже другие люди. И их сын в 20 лет
относится к ним не так, как в 10. На этом и строится комедия: мы
показываем семейную жизнь со всей ее противоестественностью, но при
этом пытаемся убедить зрителя, что это нормально, что так оно и должно
быть.
н:
Какие чувства вы испытываете к своему герою Берни Факеру?
хоффман:
О, я его очень люблю. В отличие от персонажа Роберта Де Ниро, который
буквально завязал себя в морской узел, мой герой в принципе не знает,
что такое дисциплина, и ведет себя как бог на душу положит. Режиссер
дал мне свободу играть Берни как захочется, и в результате я показал
нецензурированную версию себя самого. Мои дети при виде Берни
воскликнули: "О, папа, наконец-то ты играешь самого себя!" Можете
поверить, дома они видят примерно то же самое. Но в жизни я, пожалуй,
даже более странный...
н:
В "Знакомстве с Факерами-2" Берни уже не столь легкомыслен, он переживает жизненный кризис.
хоффман: На самом деле он всегда
переживает кризис, просто на этот раз впервые себе в этом признается. В
начале фильма он объявляет, что его профессия - быть отцом, но вот
незадача - его ребенок не живет дома уже много лет. Честно говоря,
родители никогда не готовы к тому, что их ребенок начнет
самостоятельную жизнь и покинет дом. С этим очень трудно смириться,
знаю по собственному опыту.
н:
Комедия - тонкий жанр. Работая на площадке, чувствуете ли вы, что зрителю будет смешно?
хоффман:
Нет. Зато точно чувствую, когда ему не будет смешно и дело пахнет
провалом. Если же никаких дурных предчувствий не испытываешь, то
остается только молиться и держать пальцы скрещенными, чтобы все
получилось. Потому что, даже если тебе кажется, что ты нащупал
комедийную интонацию, нет никакой гарантии, что зрителю будет смешно.
Тут многое должно совпасть: работа оператора, монтажера, партнеров,
которые реагируют на твою игру. Я привык к тому, что на площадке мне
весело, но зрители всегда смеются не там, где я рассчитывал. Ну и
ладно, главное, что смеются. Я уже даже не пытаюсь предугадать их
реакцию, просто выкладываюсь по полной и все.
н:
В "Факерах" вашу жену играет Барбра Стрейзанд, при этом вы с ней знакомы столько же лет, сколько ваши герои.
хоффман:
Да, мы познакомились где-то в 1960-е. Мы начинали в одной актерской
школе. Я даже встречался с соседкой Барбры по общежитию. Ту девушку
звали Элейн, и однажды она сказала: "А знаешь, Барбру покажут по
телевизору, она будет петь". "Петь? - удивился я. - Она же не умеет". И
правда, она выступала на шоу для молодых талантов. Я стал его смотреть
без особого энтузиазма, но когда она запела, чуть не расплакался.
Теперь-то мы все знаем, что у Барбры изумительный голос.
н:
Какими вы были в студенческие годы?
хоффман: Я учился по так
называемой "рабочей стипендии", то есть не платил за уроки, зато
убирался в туалетах. А Барбра, чтобы учиться на актрису, ушла из дома,
купила в армейском магазине раскладушку и спала на ней в гостиной у
нашего преподавателя. У того была жена и дети, но он позволял Барбре
ночевать. Так что мы были молодые, голодные студенты, мечтающие о том,
чтобы найти работу в кино и выжить. Слава пришла уже потом.
н:
Вы поддерживали связь все эти 40 лет?
хоффман: Только когда случайно
натыкались друг на друга. Я никогда ни с кем особенно не дружил, потому
что у меня была семья, а она всегда отнимает все свободное время. Но мы
довольно часто пересекались. Однажды она была на гастролях в
Лос-Анджелесе, я пошел на нее посмотреть. Она была, как всегда,
великолепна, и после спектакля я отправился за кулисы, чтобы ее
поздравить. Мы обнялись, и я помню, как сказал: "Барбра, почему мы с
тобой до сих пор не поженились?" На что она ответила: "Да мы бы просто
поубивали друг друга". (Смеется.) Зато теперь мы так хорошо знаем друг
друга, что нам даже нет нужды притворяться в том, что в "Факерах" мы
муж и жена.
н:
Вы так же любите свою работу, как и в студенческие годы?
хоффман:
Я стал гораздо спокойнее и расслабленнее. В молодости я был так зажат
перед камерой, что тратил огромные усилия на то, чтобы почувствовать
себя на площадке комфортно. И вот теперь во время первого дубля я самый
беззаботный человек на свете. А спросить, люблю ли я свою работу
больше, чем раньше, это то же самое, что спросить, стал ли я сильнее
любить свою жизнь. Да. Я люблю жизнь сильнее, я вообще все люблю
сильнее. Когда ты становишься старше и в твоей жизни остается всего три
места, куда можно пойти: работа, кровать и туалет, ты либо
превращаешься в циника и ретрограда, либо говоришь себе: "Хэй, третий
акт твоей пьесы гораздо убедительнее первого"
По сериальным обстоятельствам
В фильме "Знакомство с Факерами-2" Грэг Факер (Бен
Стиллер) и его жена Пэн собираются отметить пятый день рождения своих
двойняшек и собрать за праздничным столом всю семью, включая бывшего
бойфренда Пэн. Но отец Грэга Берни Факер (Дастин Хоффман) вдруг укатил
в Испанию изучать фламенко, что, по мнению его жены Роз (Барбра
Стрейзанд), является не более чем отговоркой, а виной всему мужской
климакс. Отец Пэн, бывший сотрудник ЦРУ Джек (Роберт Де Ниро),
подыскивает себе замену в качестве главы клана. А сам Грэг не может
разобраться в своих отношениях с сотрудницей фармкомпании в исполнении
Джессики Альбы.
Проблема поколений в кино, как правило, сводится к
прикрытым милой улыбкой препирательствам между потенциальными свекровью
и невесткой ("Если свекровь - монстр", "Мой лучший любовник").
Создатели трилогии про Факеров пошли дальше и вывели на экран сразу две
семьи, не только дав высказаться представителям сильного пола, но и
обеспечив работой старую голливудскую гвардию: Дастина Хоффмана,
Роберта Де Ниро и Барбру Стрейзанд. Ролей у них сейчас не так много, и
дурачатся актеры с видимым удовольствием.
Старшее поколение российских актеров тоже не
отказалось бы от работы в кино, но зритель старше 40 лет после развала
СССР пошел в кинотеатр лишь однажды, чтобы посмотреть "Иронию судьбы.
Продолжение". А молодежь про проблемы родителей смотреть кино вряд ли
захочет. Для возрастных актеров выход один - идти в сериалы. Вот только
сериальный темп производства далеко не всегда позволяет удерживать
планку качества на уровне хотя бы выше среднего.
Актер Анатолий Васильев,
сыгравший в сериале "Сваты" дедушку Юрия Ковалева, устал от кавээновского юмора
В наших "тёщиных" ситкомах глубины нет
неделя:
Какие фильмы или сериалы вы смотрите с семьей?
анатолий васильев:
У меня 17-летняя дочка, она
постигает мир и смотрит молодежные фильмы. А мне интересно то, чем
увлечена она. Но нельзя сказать, что мы садимся семьей перед телевизором
и смотрим. Хотя таких людей миллионы. На гастролях в Таллине ко мне
подошла семейная пара: "У нас трое детей, строительный бизнес, то да сё.
Но когда мы приходим домой, то вместе с детьми смотрим "Сватов" и
отдыхаем. В Эстонии нет таких отношений между бабушками и внучками, а
нам нравится, как ваши герои соревнуются, кто сильнее любит девочку. Мы
теперь друг друга даже зовем, как в сериале, Котя и Зая".
н:
Лучшей похвалы сериалу не придумаешь.
васильев:
Видите ли, я категорически не понимаю, что значит "отдыхать перед
экраном". Я воспитан Школой-студией МХАТ, служу в Театре Моссовета,
играл Макбета, сейчас репетирую "Свадьбу Кречинского". Чем мне были
близки те же "Самогонщики"? Я за каждого переживал! Я видел в них
болевую точку, знал, кого они любят, к чему стремятся. У Гайдая,
Данелии, Рязанова все на грани, есть и комедия, и судьба человеческая. Я
уж не говорю про Чаплина, у которого маленький человечек отчаянно
бьется за жизнь, а мы смеемся над его нелепыми попытками победить, вот
она, вершина трагикомедии. Вот это мне в характере нужно.
н:
В "Сватах" вы этого не получили?
васильев:
Было-было! Была серия, когда наши женщины остаются одни и обсуждают
свою, так сказать, бабскую долю. Я был готов расцеловать наших девушек:
сидят, чудные, ни ужимок, ни наигрыша, из каждой идет суть женская, одна
говорит про свою судьбу, другая про свою. Эту сцену надо было нам
показывать в качестве образца, как надо играть, чтобы были и любовь, и
разочарование, и трагедия, и смех. Но, увы, после первых двух сезонов,
когда действительно хотелось вложить в героя душу, мы, по большей части,
просто болтали. Я потом уже понял: пишут-то все это кавээнщики. Фраза,
два, три - смех, фраза, два три - смех. Вы не подумайте, мне КВН как
телешоу нравится, лишь бы он не лез в наши киношные дела. У нас и без
него есть серьезная проблема: актеры теперь не переживают роль, а
показывают. Не было такого раньше никогда, русская школа актерской игры
всегда была сильна тем, что актер растворялся в материале. Сейчас так
делают единицы, Володя Машков, например. А в "Сватах" бежим мы с моим
партнером от камеры, а он вдобавок спиной делает вид, что бежит, чтобы
смешнее было. Ситуация и без того комедийная, но надо еще дожать. Если
же и этого режиссерам покажется мало, то подложим за кадром смех.
н:
Как вы думаете, создатели "Сватов" ставили себе сверхзадачей
какие-нибудь глобальные цели - пропаганду семейных ценностей, например?
васильев:
Вряд ли. Зрители смотрят сериалы, чтобы убедиться, что и там все не
слава богу. Они узнают себя, свою жизнь, но если затронуты серьезные
проблемы, закрываются, не пускают эту боль внутрь себя. Поэтому в таких
комедийных сериалах, как "Сваты", никакой глубины и остроты нет, все
просто, смешно, поверхностно. Что-то изменить, сколотить семью никто и
не пытается. Кроме разве что моего персонажа, который любил свою жену,
расстраивался, что не налаживаются отношения в семье, хотел, чтобы
установился в доме мир, но не получалось... Моя дочка не смотрит
"Сватов", даже на отца своего не смотрит. Говорю: "Вон, папа работает", а
она, дожевывая на ходу бутерброд, взглянула и ушла к себе в комнату. И я
ее понимаю.
н:
Сериал "Школа" вы с ней смотрели?
васильев:
"Школу"? Да! Как бы ни протестовали педагоги, я эту девочку - Гай
Германику поддерживаю. Я в ее сериале почувствовал поток жизни, и мне за
многие вещи стало больно. Я сопереживал этим персонажам, это наши дети,
их жизнь и школа. Меня захватило, и пошла-пошла работа души... Я более
чем уверен, что из Гай Германики выйдет мощный художник, потому что она
зацепила самое главное и не побоялась. Чтобы сделать это в молодые годы,
надо обладать большим талантом. "Школа", кстати, тоже семейное кино.
Семью нашу надо тормошить, разговаривать с ней, а этого никто не делает.
Ее ублажают, баюкают, а поговорить серьезно у режиссеров не хватает
духу. Гай Германике, конечно, нечего терять, у нее за плечами нет званий
и окладов, и, может быть, поэтому она в отличие от более старших коллег
смогла сказать о том, что ее тревожит.
Личное дело
Анатолий
Васильев
в юности был большим поклонником творчества The Beatles. После
окончания школы отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ.
Работал в Театре сатиры, Театре Советской армии, Театре "Моссовета".
Снялся более чем в 50 фильмах. Один из самых первых - "Степь" Сергея
Бондарчука. В 1994 году ему присвоено звание народного артиста России.
Актриса Анна Фроловцева,
исполнительница роли Галины Ивановны в сериале "Воронины", не согласна со своей героиней
Оставьте молодежь в покое
неделя:
"Воронины" стали чуть ли не первым нашим ситкомом, в котором герои - молодая семья и свекровь со свекром.
анна фроловцева:
Может, он и не первый, но здесь
отношения между поколениями заострены, даже, на мой взгляд, утрированы.
Что, впрочем, не мешает зрителям - и молодым, и тем, кто постарше, -
узнавать в героях себя. Мы ведь со стороны себя не видим, а благодаря
сериалу понимаем: "Ой, да это же я! Я тоже так себя веду".
н:
Вы себя тоже узнаете?
фроловцева:
Иногда. Например, я тоже люблю готовить. Невестка уже привыкла и не
спорит, когда я привожу им еду. Ну привыкла я готовить на целую семью...
А вообще моя жизненная позиция - не навязывать детям свое мнение. Они
по-другому сейчас живут, мыслят, смотрят на мир и считают, что у нас,
может быть, устаревшие взгляды. Проблема отцов и детей была, есть и
будет. Да, детям нужно помогать, но вмешиваться в их дела, уверена, не
надо. Сейчас мы над ними трясемся, а потом нас не будет, поэтому они
должны сами решать свои проблемы. У меня есть приятельницы, которым я
еще до съемок в "Ворониных" говорила: "Да оставьте вы свою молодежь в
покое!" И я надеюсь, что они в моей героине узнают себя и делают выводы.
н:
Сколько дней в году вы снимаетесь в "Ворониных"?
фроловцева:
Отнимите десять дней отпуска и получите ответ. Я так загружена, что ото
всех остальных предложений отказываюсь, даже не читая сценарий. Не дай
бог понравится... Конечно, сниматься в сериале тяжело, но что поделаешь?
К счастью, мы на площадке друг к другу очень тепло относимся,
обязательно отмечаем дни рождения, Новый год и остальные праздники. Не
дома празднуем, а именно на площадке. На "капустники" у нас уже сил нет,
но поздравляем друг друга непременно.
н:
Настоящие родственники не ревнуют вас к семье Ворониных?
фроловцева:
Я все равно поделать ничего не могу. Внучек редко вижу, это, конечно,
жалко, но я еще наверстаю упущенное. Сегодня они первый раз приходили на
площадку и даже снялись в эпизоде с детским садом. Маленькой четыре
года, она была возбужденная - вокруг столько людей, а я ей все время
говорила: "Полина, веди себя прилично". Увидела Борю Клюева и сразу
почему-то стала ему рожи корчить. А старшей, Ане, шесть, она более
разумная и все воспринимала спокойнее.
н:
Они еще не заявили, что хотят быть актрисами?
фроловцева:
Старшая, да, сказала: "Хочу быть, как Нюся". Они меня Нюрой зовут. Я
бы, честно говоря, не хотела, чтобы они стали актрисами. Это тяжелый
труд, и к тому же надо вытянуть счастливый билет. Сын мой в детстве и в
театре играл, и снимался, но решил, что актером быть не хочет, и стал
врачом.
н:
Ваша фильмография насчитывает полсотни
ролей, вы снимались у Кончаловского, Рязанова, Захарова, Тодоровского.
"Воронины" изменили вашу жизнь?
фроловцева:
Может,
лет 15 назад я бы по-другому отнеслась к свалившейся на меня
популярности, но сейчас воспринимаю ее спокойно. Так уж сложилось, что
теперь я не могу спокойно ездить в метро. Зато продавцы на рынке знают,
что я люблю, и кладут кусочек получше.
Личное дело
Анна
Фроловцева окончила Театральное училище им. Щепкина. После его
окончания работала актрисой Челябинского драмтеатра и Московского
областного театра им. Островского. Впервые появилась в фильме "Риск -
благородное дело" в 1977 году. В 2002 году ей присвоено звание
заслуженноий артистки России.
|