Десять лет спустя на юбилейный спектакль приехали почти все, кто
причастен к его созданию. В главных партиях выступят: Маша –
Наталья Сологуб, Щел
кунчик-принц – Александр Сергеев,
Дроссельмейер – Антон Адасинский. В зале будут и Михаил Шемякин,
и Кирилл Симонов. Балет Чайко вского «Щелкунчик» живет на сцене
Мариинского театра более ста лет. В разные эпохи он шел в театре в
разных редакциях. Первая постановка 1892 года, созданная Львом Ивановым по сценарному
плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского, поражала
роскошью и запомнилась современникам сказочной красотой Вальса снежных
хлопьев. Постановку Федора Лопухова, поместившего своего
«Щелкунчика» в модернистское сценическое пространство,
вскоре сменила академическая версия Василия Вайнонена, сочинившего
спектакль-сказку. На этом спектакле воспитаны все нынешние поколения
артистов мариинского балета, знакомство которых с этой постановкой
начиналось с первых классов балетной школы, и несколько поколений
зрителей, у которых с этим спектаклем связаны первые театральные
впечатления. Излишний налет «детскости» первым снял с этого балета
Валерий Гергиев, услышавший в партитуре Чайковского трагические ноты.
Маэстро открыл купюры, привел в соответствие с авторскими темпы, и
музыка зазвучала по-иному, ломая стереотипы и вскрывая иные смыслы.
Новизна музыкального прочтения Валерия Гергиева привлекла Михаила
Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку из всех,
бытовавших на сцене Мариинского театра, и приблизившую балет к его
литературному первоистоку – к миру гофмановских фантазий. «Мне выпала большая честь соприкоснуться в моей творческой
судьбе с Мариинским театром и воплотить на его исторической сцене свои
художественные замыслы, - рассказывает художник Михаил Шемякин. - В
1999-м году Валерием Гергиевым передо мной была поставлена сложнейшая и
ответственная задача – это создание совершенно новой и необычной
версии балета «Щелкунчик» для того, чтобы вывести его из
«разряда» детского и сугубо новогоднего представления. Создав лучшее дирижерское решение музыкальной партитуры Чайковского
и раскрыв необычайную глубину и трагичность, заключенную в сюжет
детской сказки, Гергиев, естественно, захотел воссоздания духа
мистической и бурлескной Гофманианы, столь необходимой для этого
музыкального шедевра». Премьера спектакля в хореографии Кирилла Симонова и в декорациях,
костюмах и постановке Михаила Шемякина состоялась 12 февраля 2001 года
при участии Натальи Сологуб в партии Маши, Андриана Фадеева в партии
Щелкунчика-принца и приглашенного на проект Антона Адасинского в роли
Дроссельмейера. За десятилетие «Щелкунчик» побывал на гастролях в Германии, Франции, США, Велкобритании. «Что может делать настоящий художник с костюмами и
декорациями!.. Михаил Шемякин не только создал для спектакля
фантастически-гротескные декорации, но и переписал либретто. Надо
отдать ему должное – художнику удалось вдохнуть в достаточно
затертый сюжет озорство и язвительный юмор», - пишет
«Вашингтон пост» в 2003.
|