Новый сезон московский театр "Ленком" открыл премьерой "Вишневого сада", посвященного памяти Олега Янковского. На премьере побывала МАРИЯ Ъ-СИДЕЛЬНИКОВА. Свой "Вишневый сад" ленкомовцы посвятили Олегу Янковскому, который до последних дней репетировал роль Гаева. И премьерные показы спектакля состоялись почти сразу после его смерти — в начале июня Марк Захаров неожиданно принял решение играть премьеру не в Москве, а в Санкт-Петербурге на сцене БДТ, объясняя это тем, что для Чехова требуется более чуткий зритель. То есть не московский.
Чеховский текст Марк Захаров подсократил, что-то отодвинул на второй план, где-то позволил себе пофантазировать и буквально последовал авторскому определению — "комедия". Старый дом Раневской художник Алексей Кондратьев обозначил огромной стеклянной верандой: то она разделяет сцену пополам, отделяя героев от внешнего мира, то отодвигается к кулисам, предоставляя все пространство сцены происходящему в доме. Она же сыграет главную роль в финале: злополучная веранда сложится пополам, зажав Фирса, а затем эффектно рухнет на сцену. А вишневый сад, до которого героям, в общем-то, и нет особого дела, едва различим в глубине сцены. Старый бильярд, обеденный стол и "многоуважаемый шкаф" — художник не перегружает сцену декорациями, чтобы не отвлекать от главного в любом спектакле "Ленкома", то есть от актеров.
Александра Захарова играет Раневскую умной, нервной и слегка легкомысленной женщиной, которую ее романы занимают больше, чем долговое имение. Гаева в исполнении Александра Збруева сложно представить человеком, проевшим состояние на леденцах, он скорее равнодушный франт, любящий пустую болтовню и не желающий что-либо менять. Роль старика Фирса идеально подошла Леониду Броневому. Молодую команду артистов возглавил Антон Шагин, недавно сыгравший Мэлса в "Стилягах". Марк Захаров увидел в нем идеального Лопахина. У молодого актера, однако, Ермолай Алексеевич вышел рядовым провинциалом, дорвавшимся до власти и денег. Мария Машкова сыграла Шарлотту Ивановну, которая не устает отплясывать разудалые канканы на бильярдном столе. В карикатурного шута, которого никто не воспринимает всерьез, превратил Марк Захаров и Петю Трофимова (Дмитрий Гизбрехт). Долговязый и заикающийся "вечный студент" со своими псевдореволюционными идеями смешон так же, как толстенький паяц Симеонов-Пищик (Сергей Степанченко). Атмосферу всеобщего веселья поддерживает и живой оркестр под руководством Сергея Рудницкого.
В спектаклях Марка Захаровы мы давно привыкли вычитывать больше, чем нам показывают. В каждом из них была совершенно определенная и очень современная мораль. Сумбурная оживленность чеховской России, которую показывает режиссер, очень похожа на мелкие и лихорадочные радости наших дней. Возможно, он видит в этом предвестие глубоких потрясений, родственных тем, которые предчувствовал Чехов, осторожно называя свой "Вишневый сад" — "комедией".
|