«Русалочка»
(по сказке Г. Х. Андерсена). МДТ — Театр Европы.
Режиссер Руслан Кудашов, художники Алевтина Торик, Андрей Запорожский Странно
видеть зал, полный детей, на вечернем спектакле в МДТ. Классы,
курсантики, продвинутые родители со своими детьми, критики, режиссеры…
Событие. Спектакль без Додина в театре Додина. Кудашов в МДТ.
Спектакль для детей. Русалочка. Час сценического времени, долгое послевкусие… Как же
я люблю такой театр — когда все максимально просто
и выразительно, поэтично и строго, прекрасно и печально! Черная
сцена, белые, дремлющие до поры волны из белой ткани с нашитыми
барашками морской пены (невероятно сказочная, объемная, выразительная фактура),
небольшой станок в центре, множество веревок и канатов —
управляя ими, можно в секунду превратить сцену в корабль, морское
дно, королевский дворец. Каменный мальчик из русалочьего садика, которому
суждено разбиться на куски, когда Русалочка променяет его на Принца.
На сцене — шесть актеров, которые играют всех персонажей, надевая
на черную «тренинговую» одежду то белый воротник, то треуголку,
то парик придворного. Те же актеры — рыбы и медузы
в подводном царстве. И только Русалочка (Уршула Малка) —
изначально другая, какая-то пронзительно иная, странная, вытянутая
в струнку, обреченная… Это истинно
детская фантазия — мудрая и безграничная, превращающая обыкновенную
деревянную палочку в сказочного скакуна. Тут ведь что — вопрос веры,
ребенок же прекрасно знает, что перед ним палка, но верит, что это
настоящий конь. Верит — и видит. Фото —
Виктор Васильев Так вот мне
показалось, что этой веры недостает исполнителям. Всем, за исключением
Уршулы Малки, этой девушки-феи, с ее странной русалочьей внешностью
и особенной, нездешней энергетикой. Мне
хотелось бы ошибаться, но я вижу, как ясный, одухотворенный,
поэтичный режиссерский замысел разбивается о суровую реальность.
Об актерское недоверие, а подчас и неумение (нельзя же так,
честное слово, вдыхать воображаемый морской воздух и отряхиваться
от брызг, этому же на первом курсе учат!). Смею такое
предположить, потому что Руслан Кудашов не вчера выпустился, и его
спектакли демонстрируют не просто режиссерскую зрелость
и состоятельность, а тонкую душевную организацию и мудрость,
детскую, в самом высшем смысле, фантазию. Ощущение некоторой «сырости»
спектакля, нестыковки замысла и воплощения идет именно от недостатка
веры самих исполнителей в то, что и как они делают… Впрочем, это
было видно мне. А мой почти восьмилетний сын сидел, раскрыв рот, весь
спектакль, как и большинство его сверстников. Сложнее со старшими
детьми — они хихикают и отпускают дурацкие комментарии, то есть,
защищаются, потому что спектакль рассчитан на непосредственность и чистоту
воспринимающего, а эти качества из наших детей очень рано
и разнообразно вытравливаются… На мой
вопрос, что ему больше всего запомнилось в спектакле, мой сын, подумав,
сказал: «В ту секунду, когда Русалочка выбросила кинжал в море…
Это произвело на меня очень сильное впечатление». А ведь это
и есть главный момент спектакля, когда Русалочка совершает свой выбор,
оставляет любимому жизнь, принимает смерть и обретает надежду
на бессмертную душу. Значит, все верно. Это действительно «хроника
рождения одной души». Хочется
верить, что в «Русалочке» со временем установится гармония, возникнет
актерская деликатность, тонкость и вкус. Но ведь может случиться
и наоборот… И это будет очень горько…
|