Павел Иванович Чичиков как зеркало русского обмана
Неоконченное произведение Гоголя, бессмертная поэма, сопровождающая нас со школьной скамьи и ведущая по жизни, не перестает мучить нас риторическими вопросами и пугать зловещей актуальностью, какие бы времена мы ни переживали. «Мертвые души» пользуются особой любовью мастеров культуры: бессчетное количество экранизаций, музыкальных переложений, чтецких программ, мультфильмов и, конечно же, сценических версий. Душа Павла Ивановича Чичикова мечется по нашим сценам, не находя себе покоя, будоражит наше воображение и пробуждает опасные мысли.
«Театрал» обратился к исполнителям роли Чичикова разных жанров и поколений и предложил ответить на три вопроса:
1. Какие черты русского характера отражал ваш Чичиков?
2. В чем актуальность Чичикова сегодня?
3. Можете ли ответить на вопрос: куда несешься ты, Русь?
Александр Филиппенко
(Чичиков в моноспектакле «Мертвые души. Последние главы». Реж. М. Розовский. Премьера состоялась в рамках Творческого объединения «Союзтеатр» в 1988 году)
1. Желание обмануть высшее над собой Начальство. У каждого свой Начальник. У Чичикова, у Ноздрева, у подлецов-кузнецов, а чиновная особа Самосвистов «…высшее над собой начальство считал чем-то вроде неприятельской батареи, сквозь которую нужно пробиваться, пользуясь всяким слабым местом, проломом или упущением».
2. Павел Иванович объезжал пространную Россию, и это единственный персонаж «Мертвых душ», который что-то делает… Павел Иванович как трудолюбивое насекомое, крутится-вертится, зарабатывает деньги, чтобы «в довольствии остаток дней прожить». Чем не герой нашего времени? При этом, заметьте, он рассуждает: «…несчастным я не сделал никого, я не ограбил вдову, не пустил никого по миру, брал там, где всякий брал бы… Кто ж теперь зевает на должности?» Но ведь так же оправдывает себя всякий прохиндей и жулик. Мелкий или крупный. Гоголю он не нравится, нам он не нравится, но в повести других-то нет.
3. У Валентина Гафта есть эпиграмма: «Куда ты, птица-тройка, нас несешь? Пора заправиться, поешь овса немного. Потом опять скачи, авось поймешь, Что это кольцевая, бл…, дорога». Лучше и не скажешь. Куда несется Русь-тройка? Я всякий раз предлагаю современному молодому зрителю дать свои ответы. Но… «смеется текущее поколение и самонадеянно гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми так же потом посмеются потомки».
Сергей Безруков
(Чичиков в спектакле «Похождение, составленное по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», МХТ им. Чехова. Реж. Миндаугас Карбаускис, 2006)
1. Мой Чичиков – человек с детской душой. Это ребенок, который живет внутри каждого из нас. Родители однажды проводили его в школу и дали те самые наставления, которыми он пользуется всю жизнь (с плохим не водись, береги копейку, Павлуша). И вот в этой детскости вся проблема. Если уж мы что-то делаем, то делаем это искренне, по-детски, не задумываясь о последствиях. Отдаем все силы, все эмоции. Как пелось в гимне «До основанья, а затем…» Бесшабашность – вот основная беда. А последствия прямо по Шукшину: «А поутру они проснулись…»
2. Я бы не говорил об актуальности, а скорее – злободневность. Злободневность в том, что огромное количество людей участвует в махинациях. Каких бы то ни было! Рекламных, коммерческих, торговых… Чичиков не сам придумал махинацию, но тем не менее использует готовую схему – подражает прохиндеям и авантюристам, которых у нас до сих пор хватает. Чичиков – очередной прохиндей, который, конечно, невысокого полета. Ему для счастья нужно всего лишь 200 тысяч. Сами понимаете, для современных аферистов это ничтожная сумма. Поэтому Чичиков для меня – маленький человек, ребенок, задержавшийся в непонятном возрасте, который не молод и не стар.
3. И сразу всплывает фраза: «Ах, какой же русский не любит быстрой езды…» Русь-тройка всегда будет нестись куда-то, и ее постоянно придется сдерживать… Даже если на всем протяжении пути расставить посты ГАИ и гаишники будут в кустах – все равно превышение скорости будет очевидно. Мне бы не хотелось создавать впечатлений, будто Русь-тройка мчится в какую-то бездну. Нет, все в наших руках. Работать надо, закалять характеры, воспитывать детей… Тогда и дорога окажется прямой, и гаишники добрые.
Сергей Арцибашев
(Чичиков в спектакле «Мертвые души». Театр им. Маяковского. Реж. Сергей Арцибашев, 2005)
1. Совесть, мечущаяся между ангелами и бесами.
2. Как и всегда, стремление к стабильной счастливой жизни в окружающей действительности.
3. Никуда конкретно. Это бег по кругу.
Авангард Леонтьев
(Чичиков в спектакле «Нумер в гостинице города N». Центр им. Вс. Мейерхольда. Реж. Валерий Фокин, 1994)
1. Чичиков не идеальный герой. И у него нет массы качеств, которые необходимы хорошему человеку. Он монстр, потому что блефует. А склонность к блефу – это антинорма и нормальный человек все-таки держится за реалии, не хочет никого надувать. И проще жить нормальному человеку – не выдавая себя за кого-либо, не воруя. А Чичиков выходит за норму. Он авантюрист и прохиндей. Сказать, что эта черта есть в русском характере? Но ведь не только в русском, это общечеловеческая черта. А в русском характере есть пассивное отношение к Чи-чи-ко-вым. И эти Чичиковы сидят на голове у нормального человека.
2. Любая классика актуальна. Я ничего нового в этот образ не привнес. Все, что меня просил режиссер вслед за Гоголем, то я и делал. Человек с его слабостями и недостатками остается, ничего в нем не меняется, меняются только названия правящих партий.
3. Если не остановить одичание русского народа, то ни о какой нормальной здоровой перспективе речи быть не может. А одичание происходит. Падение культуры катастрофическое, поэтому несется Русь-тройка в болото. И надо спасаться здравым смыслом. А здравый смысл без культурного человека невозможен. Либо культурный человек, либо дикарь.
Дмитрий Певцов
(Чичиков в спектакле «Мистификация». Театр «Ленком». Реж. Марк Захаров, 1999)
1. Абсолютный авантюризм.
2. В России Чичиков актуальным будет всегда, потому что здесь очень широкое поле для огромного количества авантюристических идей. И в России это всегда было и никогда не прекратится.
3. Я надеюсь, что она несется в правильном направлении
|