Бернардо Бертолуччи, которому 16 марта исполняется 70 лет, снимает фильм "Ты и я" в формате 3D.
Итальянскому классику хочется показать в 3D "лица и тела".
Режиссер-эстет всегда любил снимать красивое и откровенное кино,
шокирующее моралистов. Фрейдизм, социализм и буддизм - три кита его
острого киноискусства, которое и восхищает, и бросает в дрожь, и порой
обижает зрителя. Изначально Бертолуччи был поэтом. Сборник его
стихов "В поисках загадки" вышел в 1962 году. Поэзию и кино Бертолуччи
"унаследовал" от отца - поэта и киноведа. По мироощущению Бернардо так
и остался поэтом, но не романтического толка, а иронического, даже
желчного, в духе Шарля Бодлера.
Его "Двадцатый век" 1976 года с Робертом Де Ниро, Жераром Депардье и
Бертом Ланкастером - по духу киноверсия бодлеровских "Цветов зла",
правда, эпическая и растянутая на пять часов.
В эпосе Бертолуччи есть и желчь (она
изливается на деградирующих, аутичных аристократов), и кровь. Есть эрос
и танатос. Фильм прослоен убийствами и издевательствами. Город по
Бертолуччи живет в наркотическом дурмане и сексуальных экспериментах. А
что же деревня? Поначалу она спокойна и мила, собирает урожай и водит
хороводы. А потом просыпается от своей полудремы и начинает угрожающе
реветь. Символом новой деревни становятся крестьяне с вилами, убивающие
изувера-управляющего.
Ну и какой же Бертолуччи после этого социалист, коль он так
беспощадно изображает не только "верхи", но и "низы", спросят читатели.
Социалист, но только не безоглядный фанатик, а, скорее, скептик,
который не путает убеждения и реальную действительность.
Берт Ланкастер, актер с амплуа титана, "леопард" в одноименной
картине Висконти 1963 года, с радостью согласился играть у Бертолуччи.
В "Двадцатом веке", как и в "Леопарде", он сыграл сильного духом
аристократа, и сегодня трудно представить себе кого-либо другого в этой
роли. Жерар Депардье в роли крестьянина Ольмо тоже был убедителен и
органичен. А вот Роберт Де Ниро, волевой и сосредоточенный актер, не
сразу совпал с ролью малодушного аристократа Альфредо. Вжиться в образ
Де Ниро помогло бесконечное терпение Бертолуччи. Актер отзывался о
режиссере так: "Бертолуччи прекрасен. Он очень мило держится с
актерами. Он и сам одновременно актер с хорошей школой".
Бертолуччи любит пространные картины с подробным визуальным рядом -
настолько подробным, что порой вгоняет зрителей в краску. Так повелось
со времен "Конформиста" (1970) - ленты с Жаном-Луи Трентиньяном об
истоках фашизма. Так было и с "Последним танго в Париже" 1972 года.
В наши дни "Последнее танго в Париже" с Марлоном Брандо в роли
пресыщенного и растерянного современного человека, отчаявшегося
оппозиционера, мало кого удивляет своей откровенностью. А тогда, в
1970-е, итальянская цензура запретила фильм с садомазохистским
привкусом. Стоит ли говорить, что в СССР на эротическую картину
наложили вето, несмотря на ее "правильный" антибуржуазный настрой. На
советско-итальянском симпозиуме в Риме в 1973 году киномэтр Сергей
Герасимов заявил, что фильм исполнен "низкопробного пафоса", хотя
режиссер его и талантлив.
Птица, заключенная в золотую клетку, у которой
воруют корм те, кто приставлен оберегать нежное существо, - такова
история Пу И, главного героя кинополотна "Последний император" 1987
года. Пу И (Джон Лоун), правитель Поднебесной, оказывается лишь мнимым
воплощением власти. Он жертва истории и политики, революций и
переворотов. Император успеет побывать и заключенным, и хорошим
садовником. Критики увидят в этой истории и мысль о столкновении двух
цивилизаций, Востока и Запада. Шедевр Бертолуччи собрал урожай из 9
"Оскаров" и четырех "Золотых глобусов".
Бертолуччи, разочаровавшийся в Западе, полюбил Восток. О фильме
"Маленький Будда" 1993 года с Киану Ривзом в главной роли до сих пор
спорят. "Реклама буддизма как спасения для западного мира", - говорят
одни. "Человечный фильм, в котором религиозная подоплека - не главное",
- возражают другие. Наверное, истина лежит посередине. Как великий
художник, Бертолуччи смог облечь свою веру в буддизм, в его гуманность,
в убедительную и красивую форму. Каков истинный Сиддхартха Гаутама?
После ленты так и хочется сказать: такой, как у Бертолуччи. Кстати,
первым зрителем картины был Далай-Лама, который одобрил "Маленького
Будду".
"Лучше бы Бертолуччи экранизировал набоковскую "Лолиту", - язвили
американские критики по поводу "Ускользающей красоты" 1996 года. По
сути, Лив Тайлер сыграла героиню a la Лолита - раскрепощенную сироту,
нуждающуюся в отце. "В поисках загадки" - так можно было бы назвать не
только дебютный сборник стихов Бертолуччи, но и этот фильм. Поиски
красоты и загадки продолжаются, но не напрасен ли поиск, если повсюду
миражи?
Сейчас режиссер после "Ты и я" готовится снять фильм с
мелодраматическим названием "Рай и ад" - снова о любви и смерти. Лента,
как водится у Бертолуччи, наэлектризована шекспировскими страстями и
рассказывает о музыканте, которого вдохновило на творчество убийство
собственной жены. Смотришь такие картины - и будто идешь по лезвию ножа.
Ленты Бертолуччи остры и прекрасны, это розы с колючими шипами. В букете Бертолуччи двадцать одна роза. Роскошный букет.
|