С 12 по 19 ноября в Киеве пройдет предаукционная выставка аукционного дома
MacDougall's — самого молодого, но уже входящего в пятерку наиболее успешных в Европе.
Сами торги русского искусства состоятся в Лондоне 1-2 декабря. В преддверии события
«ДЕЛО» встретилось с владелицей аукционного дома Катериной Мак-Дугалл.
Катерина, владельцами аукционного
дома MacDougall's являетесь только вы с мужем или у вас есть партнеры?
Нет, только я и мой муж Вильям Мак-Дугалл.
Ваш аукционный дом — один из самых
молодых, первые торги состоялись в 2004 году. Каких результатов удалось добиться за это
время?
Сейчас мы являемся одним из пяти ведущих аукционных домов в Англии. С 2005-го все наши
аукционы прибыльны. А в декабре прошлого года по итогам Русской недели MacDougall's
перекрыл уровни продаж русского искусства, достигнутые не только So-
theby's, но и такими ведущими аукционными домами, как Christies и Bonham's.
Вы продаете только произведения
русского искусства? С какими аукционами конкурируете в этой нише?
Мы занимаемся и европейской живописью, но упор делаем на украинское и российское
православное искусство — живопись, иконы. На сегодняшний день аукционы, признанные в
области русского искусства, — это мы и, естественно, Sotheby's.
И каким был ваш лучший
результат?
В июне 2008 года мы продали русских картин на $24,5 млн. Тот год за последнее десятилетие
был пиком торгов русским искусством.
Что особенного в работе
MacDougall's, что позволяет достичь такого успеха?
Мы с мужем коллекционируем искусство уже больше 20 лет. То есть выбрали ту область,
которую хорошо знали. Потому, перед тем как основать аукцион, установили связи с крупными
коллекционерами, с дилерами, родственниками художников-эмигрантов. Сотрудники аукциона
свободно говорят на русском и украинском (разумеется, те, которые занимаются русским и
украинским искусством, в отделе Европейского искусства говорят по-французски, голландски
и пр.).
Вы живете в Англии? Какое отношение
имеете к России?
Я родилась в России, а Вильям — на четверть русский. Наши деды дружили. После революции
его дед уехал из России, а мой — остался в Москве. Но сестры деда Вильяма в России и моя
семья продолжали дружить, у нас по соседству — старинные дачи, так что с мужем я
познакомилась в доме его кузена, с которым выросла. Между прочим, портрет русского деда
Вильяма написала Наталья Гончарова. Он был скрипачом Большого театра и дирижером. В
Канаде, куда эмигрировала семья, он дирижировал оркестром канадского и американского
радио.
А чем занимался Вильям Мак-Дугалл и
чем занимались вы, до того как создали аукционный дом?
Мы оба работали в банках. Вильям возглавлял один из крупнейших пенсионных фондов
Великобритании размером в $4 млрд., а я возглавляла отдел по русскому рынку и была
стратегом банка BNP Paribas по инвестициям в русские ценные бумаги с нефиксированным
доходом.
Каким был самый дорогой лот
последних июльских торгов?
Одним из самых дорогих наших топ-лотов была картина Нико Пиросмани «Арсенальная гора» —
знаменитая работа, подаренная советским правительством Луи Арагону еще в 1950 годах. Ее
купили за сумму около $2 млн.
Как говорили мне представители
Sotheby's, 90% покупателей русского искусства — это люди из бывшего Советского Союза. А у
вас какая статистика?
Абсолютно то же самое... Безусловно, этих людей объединяют общие духовные, культурные,
бытовые ценности. Ведь люди покупают то, к чему они привыкли, то, что они всегда видели
из окна, по чему настальгируют, что они учили в школе. Конечно, какие-то художники
выходят за пределы национальных культур и как бы становятся вселенскими. Но тем не менее,
коллекционирование произведений искусства — глубоко национально: немцы покупают немецких
мастеров, французы — французских, русские — русских.
В чем особенность коллекционеров из
России и Украины, да и всего постсоветского пространства?
На
постсоветском пространстве — в России, Украине — коллекционировать начали люди, внезапно
разбогатевшие. То есть на арт-рынок пришли покупатели без опыта. Они просто поняли, что
могут купить все то, что раньше видели только в музеях. Поэтому, естественно, последовали
ошибки. Но при этом в начале 90-х все, что мы видели в Третьяковской галерее, можно было
купить пакетом за очень маленькие деньги. Нестеров тогда на Sotheby's стоил $15 тыс.,
Репин — 30, ну 50 тыс., Петров-Водкин — 30-40 тыс. Поэтому, с одной стороны, были ошибки.
Но те, кто тогда собирал коллекции, все эти ошибки с лихвой окупили.
Отличаются ли теперешние
коллекционеры от тех, что были во времена развала Союза?
Сейчас многие люди приходят с целью инвестировать в искусство, с этого начинается их
коллекционирование. Многие... Но к чему это приводит — у каждого по-разному. Для кого-то
покупка картины — как инвестиция, и больше она ему неинтересна. Может быть, даже не
привез к себе домой, а положил на хранение, на этом процесс коллекционирования и
закончился. А кто-то начал инвестировать и вдруг так вошел во вкус, что без этого уже не
может жить.
Знаете таких увлеченных украинских
коллекционеров?
У вас есть коллекционер Андрей Адамовский. Не так давно, открывая выставку своей
коллекции в Русском музее, он сказал: «Раньше мне казалось, что картинами руковожу я, а
сейчас понял, что картины руководят мной». Но Адамовский — исключение, потому что он
решил быть публичным. А людей, которые готовы к публичности, очень немного — это верхушка
айсберга.
Современная ситуация с
коллекционированием в Украине отличается от российской?
В Украине больше тяготеют к классике, а в России сейчас мода на 20-30 годы.
То есть в коллекционировании тоже
существует мода?
Обычно происходят циклы. После финансового кризиса пришли новые люди, а все коллекции
всегда начинаются с классики.
Какие художники были наиболее
востребованы на торгах крупнейших аукционов в этом году?
Наблюдается все больший интерес к классическому искусству. Общая тенденция — необычайно
востребованы шедевры. Все, у кого есть деньги, не хотят экономить. Они хотят покупать
самое лучшее. Потому что завтра это станет дороже, потому что этого не станет больше, а
только меньше.
И что будет происходить с
ценами?
Думаю, все будет дорожать. Но насколько — нужно говорить по каждому художнику в
отдельности.
Как кризис изменил правила игры на
арт-рынке?
В кризис сначала сократились объемы продаж, но цены практически не упали. Потому что
тому, кто раньше мог себе позволить купить миллионную работу, не надо было снимать ее со
стены и продавать. Картина ведь не яхта и не самолет, не надо платить за стоянку, она не
ржавеет, висит себе на стене и висит. Поэтому продавцы сказали: сейчас кризис, цены
маленькие, мы не станем продавать. В результате сократились объемы торгов, потому что
никто не хотел расставаться с хорошими работами дешево. Потом вернулось доверие. И когда
через шесть месяцев, к весне, люди стали продавать, вдруг оказалось, что цены не только
не упали, а пошли вверх. То есть самые топовые работы подорожали. Мы даже поставили
рекорды цен на Репине, на Петрове-Водкине, на Серебряковой, потом побили рекорды на
Александре Яковлеве. То есть на тех художниках, которые продавались всегда. Люди решили,
что топовая живопись, шедевры — тот единственный сегмент, который не обесценивается. И
сейчас мы уже говорим не только о выходе из кризиса, но и о росте цен.
Эксперты говорят, что таких взлетов
цен на русскую живопись, какие мы наблюдали в 1990-х, уже не будет, потому что цены уже
были «перегреты». Согласны?
Скорее они говорили о том, что не будет роста цен на 1000%, какой был в свое время.
Скажем, Репин стоил в 1999-м $30 тыс., а сейчас — по прошествии 15 лет — уже $1,5 млн.
Такое бывает только раз в жизни, при крушении великих империй. Но то, что Репин и другие
художники будут расти — на 15, 20%, — это точно. Снизятся темпы роста, однако рост цен на
живопись будет, потому что это по-прежнему является прекрасным вложением денег. Вот
только если 20 лет назад это исчислялось тысячами процентов, то сейчас это 20-30%.
Конечно, и из этого правила будут исключения — есть художники, которые и сейчас очень
недооценены.
Вы привозите в Киев предаукционную
выставку. Чем для вас интересна киевская публика? Что за топ-лоты будут представлены на
выставке?
Выставка у нас будет традиционная. Перед июньскими аукционами подобная выставка не
состоялась, потому что было извержение вулкана и самолеты не летали. Это будет выставка
наших топ-лотов. Тех работ, которыми мы больше всего гордимся. Будет Николай Рерих, мы
его очень любим и ценим, будут прекрасные работы Богомазова, Айвазовского, Репина,
Гончарова, Кончаловского, Горбатова, Фалька — всего мы везем больше 20 работ.
Есть ли какие-то истории, связанные
с картинами?
Конечно. Но считаю, говорить об этом пока еще рано. Я расскажу, а картина не попадет в
Украину. Но, безусловно, у наших продавцов-коллекционеров есть масса таких историй. Были
чудесные истории, например, когда мы продавали коллекцию рисунков Константина Сомова.
Получилось так, что наследники, продавшие их за $2 млн., чуть по ошибке их не выбросили.
А произошло это потому, что коллекция принадлежала пожилому американскому коллекционеру.
У него была некая мания — он работы не страховал, а прятал. И получилось так, что полный
комплект книги о знаменитой маркизе он спрятал в кипе старых газет. Когда после его
смерти наследники стали выбрасывать всякий хлам, они и старые газеты, естественно,
собрались отправить на помойку. Совершенно случайно из газет выпал рисуночек с виньеткой,
они подняли и заинтересовались, а что это такое... Таких историй — масса. Потому что с
живописью связаны не всегда рациональные моменты.
Мировые ценовые рекорды, поставленные на MacDougall's
Зинаида Серебрякова «Обнаженная фигура» — $1,77 млн. (декабрь 2009 года)
Илья Репин «Портрет мадам Ривуар с собачкой» —
$2,31 млн. (июньский аукцион 2009 года)
Петр Кончаловский «Мальвы» — $2,11 млн. (ноябрь 2007 года)
Александр Волков «Свадьба» — $781 тыс. (июль 2010 года)
Василий Ситников «Москва» — $630,7 тыс. (июнь 2008 года)
Иван Шишкин «Меррекюль — На Даче» — $2,1 млн.
(июнь 2008 года)
Константин Маковский «Убийство Лжедмитрия» —
$1,998 млн. (ноябрь 2007 года)
«Четыре евангелиста, фрагменты Царских врат». Круг мастера Симона Ушакова — $387,8 тыс.
(июнь 2010 года)
|