23 июня, через месяц после выхода на биржу, "Яндекс" заключил сделку, которая в будущем наверняка позволит ему увеличить капитализацию: крупнейший поисковик в Рунете подписал соглашение с "Рамблером", некогда конкурентом "Яндекса". С конца июня на сайтах "Рамблера" будет использоваться поисковая машина "Яндекса", а сам "Рамблер" займется... Впрочем, чем займется "Рамблер", пока ясно не до конца.
Суть соглашения заключается в следующем: "Яндекс"предоставляет "Рамблеру" базовую технологию, а "Рамблер" уже, в свою очередь, добавляет к нему разные "примочки": новости, погоду, рейтинги, релевантные поисковому запросу. То есть, если чуть-чуть упростить, в "Рамблере" надеются, что искать с помощью их сайта будет интереснее и продуктивнее, чем на сайте самого "Яндекса".
В соглашении также говорится, что теперь на "Рамблере" будет показываться контекстная реклама не только "Бегуна" (он контролируется "Рамблером"), но и его главного конкурента - "Яндекс.Директ". В пресс-релизе, посвященном соглашению, указано, что за каждой из систем закреплены определенные места на странице результатов поиска. Чтобы клиент "Бегуна" имел возможность рекламировать себя на всех позициях, "Бегун" теперь может размещать объявления через "Яндекс.Директ".
Для того чтобы понять, что эта сделка означает для "Яндекса" и "Рамблер", а также для всего Рунета вообще, необходимо вспомнить об истории этих компаний.
Про "Яндекс"
Главное отличие "Яндекса" от большинства крупных российских порталов заключается в том, что он сосредотачивается на отдельных сегментах рынка, а не занимается всем по чуть-чуть. В результате на сегодняшний день "Яндекс" занимает лидирующие позиции в двух важнейших сегментах российского интернета - в поиске (64 процента от всех поисковых запросов в Рунете) и в контекстной рекламе (доля около 60 процентов).
Если в начале 2000-х "Яндекс" конкурировал в основном с российскими компаниями, то уже в середине десятилетия стало ясно, что по контекстной рекламе и поиску ему придется бороться в основном с иностранцами, а еще точнее - с Google. Пока эта борьба идет с переменным успехом, ведь доля американской компании хоть и медленно, но растет. Кроме того, Google ведет себя на рынке достаточно агрессивно.
Например, в конце 2009 года в прессе активно обсуждался проект перехода Mail.Ru на поиск от Google. До этого Mail.Ru обслуживал "Яндекс", но стороны решили не продлевать соглашение: "Яндекс" требовал, чтобы его логотип указывался при поиске, а в Mail.Ru, компании, которая в то время уже ощутила себя главным конкурентом "Яндекса" среди всех российских сайтов, на это пойти не могли. Тут-то и появился Google, который согласился сотрудничать с Mail.Ru на его условиях. Правда, в соглашение пришлось включить пункт о том, что российский сайт имеет право на использование собственного поиска.
В итоге, как писала газета "Ведомости", Mail.ru действительно воспользовалась своими наработками (сервисом GoGo), а вот систему контекстной рекламы взяла у Google - в результатах поиска появляются объявления из системы AdSense.
Пытался Google "законтачиться" и с новым партнером "Яндекса" - "Рамблером". В 2008 году стороны договорились, что Google получит контроль над компанией "Бегун", крупнейшим продавцом контекстной рекламы после "Яндекс.Директа" в России. По тому же соглашению, Google должен был установить на "Рамблере" свой поиск, но в итоге сделка не состоялась: ее запретила Федеральная антимонопольная служба. Как писали "Ведомости" со ссылкой на анонимные источники, против продажи "Бегуна" американцам высказался лично премьер-министр Владимир Путин. Так это или не так, неизвестно (в "Рамблере" официально такую информацию опровергали), но таким образом была сорвана одна из крупнейших сделок в Рунете: "Бегун" продавался за 140 миллионов долларов.
После этого "Рамблер" еще какое-то время оставался на своем поиске, но нарастить аудиторию так, чтобы хотя бы с натяжкой считаться конкурентом "Яндекса" и Google, не смог. Впрочем, ему этого и не надо было - после объединения с "Афишей" у "Рамблера" появились другие интересы.
Про "Рамблер"
"Рамблер" первым среди всех российских компаний запустил поиск в интернете: это случилось 15 лет назад, в 1996 году. В 1990-х годах он удерживал лидерство по количеству поисковых запросов среди россиян, но постепенно стал уступать "Яндексу". Потом российскую версию представила Google, появился уже упомянутый GoGo от Mail.Ru - "Рамблер" стал активно терять долю поиска, пока она не снизилась до совсем незначительной.
|
Николай Молибог. Фото с сайта afisha.ru | Пока конкуренты улучшали и дорабатывали свои поисковые системы, в "Рамблере" одно правление сменяло другое, одно видение бизнеса менялось совершенно противоположным. Только за последние годы руководителями "Рамблера" успели побывать Ирина Гофман (Modern Times Group), Марк Опзумер из Yahoo.eu и Ольга Турищева, пришедшая из "Вымпелкома" ("Билайн").
В конце концов, концерну "ПрофМедиа", владельцу "Рамблера", эта чехарда надоела, и он решил объединить "Рамблер" с другим своим активом - "Афишей". Почти сразу же после этого "Рамблер" стал использовать некоторые продукты "Афиши", а затем решился и на более мощные изменения.
Основным из них стало обновление стиля "Рамблера", о котором было объявлено в конце мая. Придуман стиль был Ириной Волошиной, которая ранее сделала все продукты для "Афиши". По официальной информации "Рамблера", новый логотип (увидеть его можно, например, тут) отражает изменения в компании, потому что теперь портал "начинает говорить на новом языке".
Каким точно будет этот язык, определить сложно, но ясно, что он будет в достаточной степени метафорическим. Глава объединенной редакции "Рамблера" и "Афиши" Николай Молибог в письме, разосланном всему коллективу, сравнил поиск в интернете с дорогой - потому что и то, и другое помогает перемещаться в пространстве. Продолжая метафору, Молибог заявил, что дороги "Рамблер" больше строить не хочет. "Мы же хотим создавать вещи, ради которых по дорогам стоит ездить, и помогать пользователям в выборе лучшего маршрута", - объяснил Молибог.
Передача поиска "Яндексу" для "Рамблера" означает, что последний после долгих лет самоопределения наконец окончательно решил, на каких рынках интернет-компания вступать в конкуренцию с другими порталами не собирается. Отказ от поиска позволит "Рамблеру" сосредоточиться на "креативе". Само по себе это еще не значит, что портал сможет восстановить былую популярность, но все же свидетельствует о том, что "Афиша" заставила "Рамблер" встряхнуться.
|