В центре экспозиции снимки, сделанные в 1900-1930-е годы в мягкой, так называемой пикторальной, манере, что делает их похожими на живопись импрессионистов и символистов. Это явление было распространено и на Западе, однако в Советском Союзе фотографы подвергались особо острым нападкам со стороны критиков. Они считали, что романтичные снимки не соответствуют духу эпохи и потребности в бескомпромиссной репортажной съемке, отражающей великие свершения страны. Масла в огонь подливал Александр Родченко, известный своими конструктивистскими экспериментами и считавший, что живопись обречена и так, а с фотографией "под живопись" следует бороться. Без сомнения, его имя и творчество более известны как у нас в стране, так и за рубежом, однако в Мультмедиа арт музее решили делать ставку не на то, что и так давно знакомо, а показать нечто новое. Тем более, что и сам Родченко, в свое время отрицавший пикторализм как нечто ретроградное, позже обратился к нему, чтобы снять в этой манере серию "Цирк" и сцены из классических театральных постановок. Организаторы выставки демонстрируют работы таких мэтров как Александр Гринберг, Юрий Еремин, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола, Василий Улитин и другие. Они, несмотря ни на какие бури извне, продолжали отстаивать свою эстетику, снимая обнаженную натуру, пейзажи, жанровые сценки, используя мягкорисующие объективы и специальную обработку позитива. В конце-концов, в советской фотографии, как и во всем советском искусстве, победила эстетика соцреализма, а большая часть никем не востребованных оригинальных отпечатков пикторалистов попросту погибла. Мультимедиа арт музей показывает в Германии лучшие из тех, что уцелели.
|