Выход новой книги автора «Кода да Винчи» Дэна Брауна напоминает цунами. О том, что 15 сентября 2009 года будет опубликован его новый роман «Потерянный символ», писатель заявил в конце апреля. С тех пор напряжение в земной коре начало накапливаться.
Вскоре на сайте Брауна сообщили, что в «Коде да Винчи» есть несколько намеков на то, о чем будет новая книга, – хороший повод купить еще несколько сотен экземпляров старого романа для тех, кто этого еще не сделал. Постепенно в прессу просачивались подробности сюжета «Потерянного символа», была торжественно опубликована обложка. На сайте Amazon.com книга Брауна по уровню предпродаж регулярно становилась бестселлером.
На волне интереса к книге ежедневный сетевой журнал Slate, принадлежащий The Washington Post Company, создал у себя страницу под названием «Генератор сиквела Дэна Брауна». Выбрав город, где происходит действие, и таинственную организацию, с которой приходится бороться главному герою, вы получаете краткое изложение некоего остросюжетного романа в духе Дэна Брауна.
За день до начала продаж на сайте Уорчестерского политехнического института появилось сообщение, что профессор истории Стивен Балок, признанный в США эксперт по истории масонства, готов дать комментарии журналистам в качестве эксперта в связи с выходом «Потерянного символа».
Пошла волна
И вот наконец в ночь на 15 сентября, после полуночи по британскому времени, книжные магазины Великобритании, Австралии и Новой Зеландии получили возможность продавать самую ожидаемую сейчас книгу. Позднее во вторник релизы состоялись и в других странах. К этому моменту был выпущен тираж 6,5 млн экземпляров в твердой обложке. Напряжение в земной коре достигло максимума и сразу после того, как двери магазинов открылись (что можно сравнить с землетрясением), по интернету пошла огромная волна радостных сообщений от тех, кто уже купил книгу, и злобных, которым вся эта шумиха непонятна.
В полночь купить «Потерянный символ» можно было в торговом центре Bluewater (недалеко от Лондона), где проходила официальная презентация. Большой магазин Waterstone на лондонской Пикадилли запасся 200 подписанными экземплярами «Потерянного символа», открылся в 7 утра и продавал их строго по одному в руки. Сеть Borders в Великобритании не закрывалась до начала продаж книги, хотя продала после полуночи всего несколько экземпляров. Кроме того, сеть предлагала покупателям зарезервировать экземпляр для себя заранее и получить 40-процентную скидку.
Новозеландец Грехем Битти, крупный эксперт в книгоиздательстве, который ведет блог Beattie’s Book Blog, написал в 17.06 по местному времени (9 утра по московскому), что только закончил 5,5-часовой марафон по чтению «Потерянного символа». Он сделал это в первую очередь для работы, собираясь, отправившись в радиостудию, обсудить книгу в эфире, но признался, что это было «чертовски хорошее чтение».
Других примеров такой настойчивости пока неизвестно, хотя многие блогеры радостно писали в своих дневниках рано утром, что наконец держат в руках (лежит в сумке, на столе и т.п.) новую книгу Брауна. Блогер JRDM написал в "Твиттере", что будет читать, пока не закончит, а американец aznextgov, который тоже собирался это сделать, «сломался», написав: «Мои глаза слишком отяжелели, чтобы продолжать читать последнюю книгу Дэна Брауна. Мне нужно лечь в кровать и поспать».
Один книгоман с Филиппин написал в своем блоге KyusiReader: «Я даже не фанат Дэна Брауна, но книги как будто звали меня по имени. До того как я опомнился, я держал в руках экземпляр и платил за него на кассе. Я был как будто загипнотизированный. Думаю, я прочту ее, хотя я мог бы не тратить деньги и просто прочитать «Код да Винчи», а потом поменять имена героев и названия мест на те, что в «Потерянном символе».
Были и противоположные реакции. Например: «Новая стопка бумажек от Дэна Брауна вышла сегодня. Я специально пойду в книжный магазин и куплю другую книгу» (MattKeefe). Или: «Вы любите Дэна Брауна? Неправильно. Читайте Толстого и Пинчона. Пополните ряды бесполезной художественной элиты…»
Встречались и примеры вопиющего цинизма. Так, некто IndiscreetTweet написал в «Твиттере»: «Я оплакиваю Патрика Суэйзи. Он только что упустил шанс прочитать «Потерянный символ» Дэна Брауна».
Книжный обозреватель газеты Guardian Джон Крейс ведет сейчас «прямой эфир» со своего компьютера, где он читает книгу Брауна. Правда, начало этой акции затянулось, потому как книгу ему доставили гораздо позже, чем обещали.
Вот новый поворот
Герой в «Потерянном символе» тот же – профессор Роберт Лэнгдон. Нигде нет ему спокойствия – на этот раз его вызывают в Вашингтон, где он пытается помешать жестокому злодею отыскать код, ведущий к древнему источнику безграничного могущества. Для этого он мечется между библиотекой конгресса, национальным архивом и монументом Вашингтона, и все это происходит в течение 12 часов. Как автор «Кода да Винчи», Браун получил доступ в библиотеку конгресса и даже имел получасовую личную беседу с ее хранителем.
После иллюминатов («Ангелы и демоны») и тамплиеров («Код да Винчи») Браун взялся в новом романе за масонов, создавших начиная с XVII века целую международную сеть тайных обществ – в них входили, в частности, американские президенты Джордж Вашингтон, Теодор Рузвельт и Гарри Трумэн.
«Что за черт?»
У журналистов было эмбарго на публикацию подробной информации о книге до последнего дня перед триумфальным началом продаж. Однако New York Times не утерпела и опубликовала-таки рецензию раньше других, 13 сентября. На другой день статьи вышли в Washington Post и Los Angeles Times.
Рецензенты сошлись во мнении, что главное качество своих романов Брауну сохранить удалось – оторваться от них невозможно. Остросюжетность «Потерянного символа» становится очевидна почти сразу: Лэнгдон приезжает в Капитолий по просьбе своего наставника Питера Соломона, чтобы произнести там речь, однако не находит там ни публики, ни Соломона, а только его отрубленную руку, указывающую на фигуру возносящегося Джорджа Вашингтона, которая изображена на своде купола.
Однако Дженет Мэзлин из New York Times не может скрыть сарказма. «Внутри герметично запечатанной вселенной этой книги мотивации героев не обязательно должны иметь смысл, они просто должны генерировать без остановки импульсы, не позволяющие отложить «Потерянный символ», – пишет она. Например, о личности главного злодея масона Малаха известно только то, что он «плохой, сам изрисовал себя татуировками, сам себя кастрировал и не дружит с Лэнгдоном». «Мистер Браун столкнулся бы с интересной творческой задачей, если бы не мог пользоваться фразами “что за черт?”, “какого черта?», – пишет Мэзлин. И наконец, журналистку веселит известное качество Брауна преподносить всем известные истины как невероятно сложные загадки. «На самом деле, Кэтрин, это не абракадабра”. Его глаза вновь посветлели от радости открытия. Это… латынь», – приводит она пример из книги.
По накатанной
Незадолго до часа X Браун вместе с издателем дал пресс-конференцию и рассказал, что шесть лет, прошедшие после «Кода да Винчи», ушли на придумывание нового «запутанного» сюжета.
Браун уверен, что, как и другие его книги, «Потерянный символ» вызовет волну недовольства у представителей разных организаций и институтов. Например, у тех, кому не понравится критика религиозной нетерпимости, скрытая в книге. «Идея в том, что наука начинает открывать нам наш реальный потенциал, и он гораздо больше, чем большинство из нас могло представить, – цитирует его Associates Press. – Помимо этого мне кажется, мы находимся на пороге времени, когда предрассудки, религиозные в частности, начнут отмирать».
Хочет ли Браун действительно устроить дискуссию на экзистенциальные темы или просто провоцирует религиозные организации, их нападки ему будут только на руку. Ведь нет лучшей рекламы, чем плохая реклама. «Я отчасти привык к этому», – самоуверенно заметил он