Немногое осталось от Берлинской стены в том месте, где когда-то был контрольно-пропускной пункт «Чекпойнт-Чарли» (Checkpoint Charlie). О том, что здесь находился пограничный пункт перехода из коммунистического Восточного Берлина в западный, американский сектор города, который служил декорацией для бесчисленных шпионских фильмов времен «холодной войны», сегодня напоминают только мешки с песком и обветшалое деревянное строение, где когда-то помещались американские солдаты. На ограде строительной площадки, расположенной на Фридрихштрассе, вывешены старые фотографии – своего рода выставочная я экспозиция. В соседнем здании находится весьма скромный музей, около его двери лежит бетонная глыба, на которой красуются граффити. Все это когда-то было Берлинской стеной.
Берлин – это город ожившей истории, которая отнюдь не вызывает ностальгических чувств. От стены, которая в свое время была самым известным символом противостояния держав во время «холодной войны», остались всего несколько мемориалов. Все остальное превратилось в товар – капиталисты продают бетонные обломки «коммунизма» ради извлечения прибыли. Одна из таких глыб стоит в саду у бывшего канцлера Гельмута Коля (Helmut Kohl).
Пятьдесят лет назад, 13 августа берлинцы проснулись и увидели, что в их городе возвели стену, разделяющую столицу Германии на две части. Это стало сюрпризом не только для жителей города, но и для западных союзников. Коммунистический лидер ГДР Вальтер Ульбрихт (Walter Ulbricht), решился на этот отчаянный шаг, пытаясь остановить поток беженцев, стремящихся покинуть его страну. К тому времени 3 млн. граждан уже убежали на Запад, причем среди них были наиболее квалифицированные специалисты. В июле 1961 года число таких беженцев достигало 1 тыс. человек в день.
Берлинцы, жившие по обе стороны стены, восприняли ситуацию с тревогой и беспокойством, ведь семьи многих из них безжалостно разделили, люди потеряли работу, а те, кто планировал сбежать в Западный Берлин, обнаружили, что им преграждают путь колючая проволока, бетонные глыбы и пулеметы.
Берлинская стена, ставшая символом человеческой трагедии, оказалась удобной с геополитической точки зрения. Враждебные действия между бывшими союзниками, связанные с возведением стены, продолжались всего несколько месяцев, а затем стороны заключили временное соглашение. Однако на протяжении последующих 28 лет немцы, живущие в Восточном Берлине, не оставляли желания перебраться на Запад. Во время этих отчаянных попыток погибли 136 человек – а возможно и все 500 – ведь различные источники до сих пор расходятся во мнениях насчет точного числа жертв. «Предательство» союзников оставило чувство горечи у берлинцев. Эта боль и по сей день терзает души немцев.
Очевидно, что Берлинская стена не выполнила своей задачи. Конечно, «антифашистская дамба», как называл ее Вальтер Ульбрихт, на время ограничила поток беженцев. Однако она не смогла уничтожить стремление людей к политической и экономической свободе. Ричард Шредер (Richard Schröder), восточногерманский богослов, ставший депутатом парламента от Социал-демократической партии после объединения, настаивает на том, что возведение Берлинской стены не стало мерой, позволившей предотвратить ядерную войну или стабилизировать коммунистическую экономику ГДР. По его словам, экономический коллапс был вызван подавлением частного предпринимательства и отсутствием политических свобод. Построив «тюрьму», коммунистическая система просто оттянула неизбежное.
В 1982 году берлинский писатель Петер Шнайдер (Peter Schneider) написал восхитительную новеллу «Прыжки через Стену» (The Wall Jumper). Автор рассказывает историю некоего жителя Западного Берлина, который сумел преодолеть барьер 15 раз, пересекая границу с запада на восток, к ужасу солдат и офицеров, находящихся по обе стороны стены. Немец делал это только по причине самого существования стены, он рассматривал ее как горную вершину, которую нужно преодолеть. Книга стала более популярной за рубежом, чем в самой Германии, ввиду того, как выразился сам писатель, что она отличается недостаточно серьезным отношением к данной теме. Между тем, рассказ на самом деле посвящен «стене, которая существует в головах людей» - именно так автор назвал психологические барьеры между Западом и Востоком.
Эти барьеры существуют и сегодня, хотя Берлинскую стену давно разрушили. Г-н Шнайдер считает, что только следующее поколение сможет преодолеть взаимную подозрительность, существующую между жителями западной и восточной частей страны, которую породили идеологические противоречия. По иронии судьбы, однако, именно в Берлине эти психологические барьеры являются наиболее слабыми.
Новое поколение относится к истории не так, как предыдущее. Европа больше не рассматривается с точки зрения «войны и мира». В основе нынешнего восприятия континента лежит «соотношение затрат и выгод». Те, кому сегодня нет тридцати лет, могут и не оценить того факта, что объединение Германии было бы невозможным без решимости немцев связать свою судьбу с Евросоюзом.
Берлинцы – это грубые, насмешливые и неугомонные люди. Они были правы, убрав Стену из своего города. Однако история страны в 20 веке оказывает влияние на все аспекты жизни немецкого народа. Германия – это государство, которое сделало больше других в том, что касается стремления примириться с историей, а чудовищная Берлинская стена занимает в этой истории очень важное место.